5.2 Форма государственно-территориального устройства.

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и органи­зации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает нацио­нально-территориальную структуру страны. По фор­ме государственного устройства государства подраз­деляются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, кото­рые не обладают какой-либо политической самостоя­тельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть доста­точно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших госу­дарственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Гражданство унитарного государства — единое, ад­министративно-территориальные образования собст­венного гражданства не имеют. В унитарном государ­стве функционирует и единая система права. Сущест­вует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны. Местные органы власти обязаны применять все нор­мативные акты, принимаемые центральными орга­нами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию. Единая судебная сис­тема осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы унитарного государства - звенья единой централизованной системы. Налоговая система унитарного государства — одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределя­ются по регионам. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция, Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий.

Автономияэто внутреннее самоуправление районов государ­ства, отличающихся географическими, националь­ными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португа­лии). В некоторых странах, где национальности про­живают не компактно,а разрозненно, создаются на­ционально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выбор­ные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультиру­ются при решении вопросов, касающихся языка, бы­та и культуры.

Другой формой государственного устройства яв­ляется федерация - сложное союзное государство, возникшее в результате объеди­нения ряда государств или государственных образо­ваний (субъектов федерации), обладающих относи­тельной политической самостоятельностью.

Территория федерации включает в себя террито­рии субъектов федерации, которые имеют собствен­ное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью.

В федерации су­ществуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отра­жает интересы субъектов федерации и при ее фор­мировании используется принцип равного предста­вительства всех субъектов федерации вне зависимос­ти от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации — двойное: каж­дый гражданин — гражданин федерации и соответ­ствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов феде­рации. Последние имеют право принятия собствен­ной конституции. Установлен принцип иерархии за­конов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодатель­ству.

Наряду с федеральной судебной системой субъек­ты федерации могут иметь собственные суды. Феде­ральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. На­логовая система федерации — двухканальная: наря­ду с федеральными налогами, поступающими в фе­деральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устрой­ством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют нацио­нально-государственные и административно-терри­ториальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его созда­ние предопределяют национальные факторы. Субъ­екты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку(частично в Российской Федерации). В основе же административно-террито­риальной федерации, как правило, лежат экономиче­ские, географические, транспортные и иные террито­риальные факторы (ФРГ, США идр.).

Различают также договорные и учредительные федерации.

Договорные федерации создаются как ре­зультат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР).

Учредительные федерации возни­кают как результат трансформации унитарных госу­дарств или договорных федерации, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии).

Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее со­става. В абсолютном большинстве современных феде­раций это право конституционно незакреплено (иск­лючение составляет Эфиопия). Однако по Конститу­ции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в1990—1991 гг.

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства — конфеде­рацию. Однако формально она не является государ­ством.

Конфедерация— это постоянный союз суве­ренных государств, созданный для достижения ка­ких-либо общих целей.

Конфедерация не имеет собственной террито­рии —она состоит из территорий входящих в ее со­став государств. Субъекты конфедерации представ­ляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфеде­рация образует центральные органы, которые на­делены полномочиями, делегированными им госу­дарствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входя­щими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих госу­дарств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты недействуют не­посредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Граж­данство конфедерации отсутствует: каждое государ­ство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и еди­ная судебная система. Бюджет конфедерации форми­руется из добровольных взносов государств —членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней кон­федерацией была Сенегамбия в 1981—1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло мно­жество форм экономического, политического, куль­турного ииного объединения государств: содружест­во, сообщество и др. К их числу относится Европей­ский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем — просто Сообществом. В резуль­тате усиления интеграционных процессов это объ­единение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом про­странстве возникло Содружество Независимых Госу­дарств(СНГ). Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в ре­зультате распада Британской империи.



Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20