Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей спомощью каких-либо средств.

Существенными признаками отношений власти можно считать:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) приказ, который является выражением воли от­дающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за непови­новение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к ко­му относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

С одной сторонывласть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конф­ликтный аспект власти), с другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект влас­ти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функциониро­вания как социальной системы, и поэтому возникает вместе с ним. Власть можно сравнить с цементным раствором, который склеивает «кирпичики» – индивиды, социальные группы в единое целое – общество.

Политической называет­ся такая власть, которая основана на принужде­нии одной группы людей в отношении другой. Поли­тическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные груп­пы и общество в целом.

Для осуществления полити­ческой власти необходимо:

1) общественное разделение между группой, осу­ществляющей власть, и группами, в отношении ко­торых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение в общественном масштабе.

Политическая власть обладает свойствами обяза­тельности и принудительности для всех членов обще­ства, правом узаконенного применения силы по отно­шениюк ним. Политическая власть подразделяется на государственную и общественнуюГосударственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

Источники (или ресурсы) власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена следующая клас­сификация ресурсов власти:

- экономические,

- со­циальные,

- культурно-информационные;

- силовые .

К экономическим ресурсам относят: материальные ценности в самомшироком смысле;

К социальным— систему различных привилегий и льгот, престиж­ные и высокооплачиваемыедолжности и т. д.;

К культурно-информационным — знания и информа­цию,

К силовым — институты физического принуж­дения (армия, полиция и т.п.). 

Однако эффектив­ность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus — законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а при­нимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером11 применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть»и «господство». Последнее, по его мнению, предпо­лагает, что одна из взаимодействующих сторон тре­бует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчине­ния, Вебер выделял три типа легитимного господ­ства.

Традиционное господство обусловлено традиция­ми,обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не тольков законность, но и в свя­тость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношениявласти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическоегосподство (от греч. charis ­ ma —божественный дар) опирается на авторитет ли­дера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и спо­собность, дарованные Богом, природой, судьбой. Ха­ризматический лидер руководствуется в своей де­ятельности не действующими юридическими нор­мами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в не­обыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические ли­деры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому хариз­матическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного суще­ствования. После общественной стабилизации ха­ризматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и ра­ционально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной полити­ческой практике они переплетаются и взаимно до­полняют друг друга.

Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной забо­ты правящих групп является легитимизация власти, т.е. обеспечениеее признания и одобрения со сторо­ны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимо­го власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результа­там выборов и т. д.

Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих го­сударственных актах. Получить юридическую закон­ность(легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20