Под социальной политикой понимают часть внутренней политики государства, воплощенной в социальных программах и реальных условиях жиз­недеятельности человека, с помощью которой оно регулирует отношения в обществе и удовлетворя­ет интересы различных групп населения. Социаль­ная политика производна от экономики, но не вто­ростепенна: она играет большую роль в развитии материальной и духовной культуры общества. Госу­дарство, в котором социально ориентированная по­литика является основным направлением деятель­ности, называют социальным государством.

Идея   социальной   государственности   получила широкое признание в мире во второй половине XX в. Ее формирование относится к концу XIX — нача­лу XX в. и обусловлено социально-экономическими процессами, происходившими в жизни буржуазного общества того времени, имущественное расслоение и поляризация которого грозили ему серьезными со­циальными потрясениями. И в этой ситуации клас­сический принцип невмешательства государства в экономику уступил место принципу социального ра­венства, требовавшему от государства перейти к ак­тивному вмешательству в социально-экономическую сферу. Началось формирование понятия социального государства как государства, обладающего особыми функциями. В числе последних: поддержка социаль­но незащищенных категорий населения, охрана тру­да и здоровья людей, борьба с безработицей, сглажи­вание социального неравенства путем перераспреде­ления   доходов   между   различными   социальными

слоями   через   налогообложение,   государственный бюджет, специальные социальные программы.

В дальнейшем идея социального государства полу­чила воплощение в практике и конституциях многих современных государств (ФРГ, Италии, Турции, Швеции, Японии и др.)

Сегодня социальным признается такое государ­ство, политика которого направлена на создание сво­им гражданам условий для реализации социально-экономических и культурных прав человека (права на труд и равное вознаграждение за труд равной цен­ности, права на социальное обеспечение, права на об­разование, права на участие в культурной жизни и др.). Одной из важнейших целей деятельности соци­ального государства является сглаживание в общест­ве социальных противоречий и создание в идеале со­циального равенства.

К основным условиям существования социального государства относят:

1) демократический режим и правовой характер

государства;

2) наличие гражданского общества, в руках кото­рого государство выступает инструментом проведе­ния социально ориентированной политики;

3) высокий уровень экономического развития го­сударства, социальная ориентация его экономики;

4) наличие развитого социального законодательст­ва, закрепление понятия «социальное государство» в

конституции страны.

Ст. 7 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация — социальное государ­ство, политика которого направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека.

2 В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавли­ваются государственные пенсии, пособия и иные га-рантии социальной защиты».

Эти положения лежат в основе формирующейся в настоящее время законодательной базы, регулирую­щей социальные отношения в стране и регламен­тирующей предоставление социальной помощи на­селению. Помимо Конституции в состав социального законодательства входят законы Российской Федера­ции, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства России, нормативные документы федераль­ных министерств и ведомств, законодательные акты и распоряжения органов власти субъектов Федера­ции, решения органов местного самоуправления.

Проводимая в настоящее время в Российской Фе­дерации социальная политика ориентирована на са­мые различные социальные группы и включает в се­бя:

1) борьбу с безработицей,  содержанием которой является не создание препятствий процессу высво­бождения излишней рабочей силы в пределах соци­ально приемлемых масштабов безработицы, а дости­жение максимальной эффективности работы систе­мы    социального    страхования    как    важнейшего механизма защиты граждан в случае потери ими ра­боты;

2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда, приближение его к размеру прожиточного минимума в стране;

3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного   общего   и   среднего   профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования.   Гражданам   РФ   гарантируется   воз­можность получения образования независимо от ра­сы, национальности, языка, пола, возраста, состоя-

ния здоровья, социального, имущественного и долж­ностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости;

4) бесплатную медицинскую помощь в государ­ственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения.  В  российском  законодательстве преду­смотрена совокупность  мер политического,  эконо­мического,  правового,  социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепле­ние физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активности, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья;

5) бесплатное пользование библиотечными фонда­ми и сравнительно низкую плату за посещение музе­ев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Другими приоритетами социальной политики РФ являются:

а) охрана труда и здоровья людей;

6) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан;

в) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Анализ состояния жизни российского общества показывает, что сегодня положения ст. 7 Конститу­ции РФ в большей степени являются программной установкой, чем реальностью. В современной Рос­сии отсутствуют экономические предпосылки фор­мирования социального государства, не созданы Условия, позволяющие осуществлять перераспреде­ление доходов внутри общества. Сложившаяся в на­стоящее время в Российской Федерации экономиче­ская ситуация требует повышения эффективности социальной политики, новых путей ее проведения в жизнь, концентрации ограниченных финансовых и материальных ресурсов на решении наиболее острых социальных проблем, активизации факторов, стиму-лирующих высокоэффективный труд и личную от­ветственность граждан за свое материальное благопо­лучие. Следует признать, что реальное выравнивание положения людей и создание российским гражданам достойных условий жизни — долговременный про­цесс. Появление настоящего социального государ­ства в Российской Федерации станет возможным лишь в условиях полного оздоровления экономики страны.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20