Одной из главных целей создания мужчиной и женщиной семьи является рождение и совместное воспитание детей. Давно известно, что для нормаль­ного, полноценного развития ребенка семья жизнен­но необходима: семейное воспитание является на­илучшей формой воспитания ребенка, которую знает человечество. Семью невозможно заменить никаки­ми другими социальными институтами или общест­венными учреждениями. Существенное влияние на

формирование личности ребенка оказывает атмосфе-ра внутри семьи. 

Социологи выделяют три достаточно устойчивых варианта семейного воспитания: 

1) детоцентристское, сутью которого является по-зиция всепрощения по отношению к детям,  ложно понимаемая любовь к ним;

2) профессионалистское,  в рамках которого наблюдается своеобразный отказ родителей от воспита-ния детей под предлогом того, что этим должны за­ниматься   педагоги,   воспитатели-профессионалы  в детских садах и школах;

3) прагматическое, т. е. воспитание, целью кото­рого является выработка у детей «практичности», умения   «устраивать   свои   дела»,   ориентация  их прежде всего на получение непосредственной матери­альной выгоды.

Правовые основы взаимоотношений родителей и детей закреплены в нормах семейного законодатель­ства.

Определение понятия «ребенок» содержится в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ: ребенком является ли­цо, не достигшее 18 лет. Правам несовершеннолет­них детей посвящена отдельная глава кодекса. Ос­новная цель этой главы — не допустить дискрими­нации   ребенка   в   семейных  отношениях.   Другим документом,   закрепляющим  права детей,  служит Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г., участ­ницей которой Россия является с 1990 г. Конвенция представляет собой часть российской правовой систе­мы, хотя ее нормы и не были инкорпорированы во внутреннее законодательство и подлежат непосредст­венному применению. Конвенция рассматривает ре­бенка как самостоятельную личность, наделенную рядом прав и способную в той или иной степени осу­ществлять и защищать эти права. Такой же подход к проблеме прав ребенка закреплен и в нормах Семейного кодекса РФ.

Ст. 47 Семейного кодекса РФ гласит, что основа шгем возникновения родительских правоотношений является происхождение детей от родителей, уста-новленное в законном порядке. Документами, удос-товеряющими происхождение, являются запись лиц в качестве отца и матери ребенка в органах загса и свидетельство о рождении ребенка. Независимо от того, родился ли ребенок в зарегистрированном араке или вне его. он обладает всеми правами, пре­доставленными ему семейным законодательством. Каждый ребенок в соответствии с конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности. Инди­видуализирующими признаками являются имя, фа­милия, гражданство, семейные связи.

Имя дается ребенку по соглашению между родите­лями. При этом родители вправе дать ребенку любое имя, которое они пожелают. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени и фамилии ребенка, спор между ними разрешается ор­ганами опеки и попечительства. Отчество ребенка определяется именем отца. Фамилия ребенка опреде­ляется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка реша­ется по соглашению между ними, если иное не преду­смотрено законодательством Российской Федерации.

Если отцовство в отношении ребенка не установле­но, то имя ребенку дается по указанию матери, отче­ство присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия — по фамилии матери.

Родители вправе изменить имя и фамилию ребен­ка только до достижения им 16-летнего возраста. Причем, если ребенок достиг возраста 10 лет, измене­ние его имени или фамилии невозможно без его со­гласия — это положение является важнейшей гаран­тией права ребенка на сохранение своей индивиду­альности. По достижении 16 лет лишь сам ребенок может в обычном порядке, предусмотренном для из-

менения имен и фамилий, ходатайствовать об их изменении.

Ст. 12 Конвенции и ст. 57 Семейного кодекса РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Законодательство не содержит указа-ния на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В конвенции закрепле-но положение, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достиг­нет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение по лю­бым вопросам, затрагивающим его интересы. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбира­тельства, непосредственно его касающегося. В зави­симости от возраста ребенка его мнению придается разное правовое значение.

Другим важнейшим правом ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ. Это право прежде всего заключается в предоставлении ребенку возможности жить и воспитываться в семье.

Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями, за исключением ситуаций, ког­да это противоречит его интересам, в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на тер­ритории различных государств. В соответствии со ст. 10 конвенции государства-участники обязаны содей­ствовать воссоединению разъединенных семей. Ребе­нок имеет право, насколько это возможно, знать сво­их родителей. Это право может быть ограничено в ря­де случаев, когда получение сведений о родителях не представляется возможным (например, ребенок был найден).

Ребенок имеет право на заботу со стороны родите­лей, обеспечение интересов и уважение его человече­ского достоинства. Ребенок вправе общаться со своими родителями, в том числе и отдельно, если онипре­кратили супружеские отношения.

Право ребенка на семейное воспитание включает в себя также право на общение с членами расширенной семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и иными родственниками. Это право сохраняется и в случае расторжения брака между его родителями или признания их брака недействительным.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (арест, болезнь, несчастный случай), имеет право на общение с родителями и иными родственниками. От­каз в контакте с близкими возможен только при на­личии серьезных оснований.

Имущественные права ребенка регулируются гражданским законодательством. Согласно ему, ро­дители не имеют права собственности на имущество детей. Однако если они проживают совместно, то вправе владеть и пользоваться имуществом друг дру­га по взаимному согласию. Никакого особого право­вого режима для собственности родителей и детей не существует.

Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. Ребенок имеет право на получение от родителей и других род­ственников содержания в порядке, предусмотренном законодательством об уплате алиментов. Право соб­ственности на суммы полученных алиментов, пенсий и пособий также признается за ребенком. Однако право распоряжаться этими средствами в интересах ребенка принадлежит его родителям или лицам, их заменяющим. Они должны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребенка. Иногда родитель, выплачивающий алименты, счита­ет, что они расходуются другим родителем не по на­значению. В этом случае родитель-плательщик впра­ве обратиться в суд с требованием о зачислении али­ментов (но не более чем 50%) на счета, открытые на имя ребенка в банке.

Гражданское законодательство определяет и пра-во ребенка самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Оно зависит от возраста ребенка и, следовательно, от объема его дееспособности. При

управлении имуществом ребенка родители обладают теми же правами и несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов.

Большинство из перечисленных выше прав не только провозглашены в законе, но подкреплены санкциями за их нарушение. Гарантией их осуществ­ления является право ребенка на защиту этих прав лично или через своих представителей.

Ст. 56 Семейного кодекса РФ закрепляет положе­ние, согласно которому обязанности по защите прав ребенка возлагаются на его родителей, законных представителей, а также органы опеки и попечитель­ства.

Несовершеннолетний, признанный в соответст­вии с законом полностью дееспособным до дости­жения совершеннолетия, имеет право осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на за­щиту.

В Семейном кодексе закреплено право ребенка не­посредственно обращаться за защитой от злоупо­треблений со стороны родителей и иных законных представителей. Если указанные лица нарушают права и интересы ребенка, не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, содержанию, образова­нию ребенка, унижают его достоинство, нарушают право на выражение собственного мнения, ребенок может самостоятельно обратиться за защитой в орга­ны опеки и попечительства. Никаких возрастных пределов для такого обращения не установлено. Ре­бенок, достигший 14-летнего возраста, вправе при нарушении его прав со стороны родителей или за­конных представителей непосредственно обратиться в суд.

Однако часто дети, страдающие от злоупотребле­ний со стороны родителей, не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть фак­ты таких злоупотреблений из-за боязни, что их от­берут у родителей и поместят в детские учреждения. В связи с этим законом установлено, что все должно­стные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здо­ровью, обязаны немедленно сообщать об этом органу опеки и попечительства по месту жительства ре­бенка.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20