Наряду с классами, сословиями и другими группа­ми социальную структуру общества составляют и ис­торически сложившиеся общности, называемые эт­ническими. Этносы это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознани­ем нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют племена, народнос­ти и нации.

Нация это исторически высшая форма этно­социальной  общности  людей,   характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, ис торического пути, языка, культуры, этнически, самосознания. Под единством территории следует по нимать компактность проживания нации.

Предстанители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем чле­нам нации. У каждой нации свои фольклор, обы-чаи,   традиции,   менталитет  (особые  стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном со­знании ее членов, выражающее усвоение последни­ми представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Личность осознает свою национальную идентич­ность, свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы.

Особую роль среди признаков нации играет общ­ность экономической жизни. На основе развития то­варно-денежных отношений разрушается натураль­ная замкнутость и обособленность, складывается единый общенациональный рынок, крепнут эконо­мические связи между отдельными частями нации. Это создает прочную базу для ее единства. Важным фактором образования и развития нации является государство.

Нации формируются в период генезиса товарно-денежных отношений, хотя ряд ученых ведут ис­торию наций с древнейших времен. Им предшест­вуют племя и народность. Главную роль и образо­вании племени играют кровнородственные связи, а народность характеризуется общностью террито­рии.

В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них яв­ляются нациями. В составе современной Россий­ской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

В современном мире просматриваются две взаимо­связанные тенденции. Одна проявляется в экономи­ческом, культурном и даже политическом сближе­нии наций, разрушении национальных перегородок, педет в конечном счете к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское со­общество). С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов обрести националь­ную  самостоятельность,   противостоять  экономиче­ской, политической и культурной экспансии сверх­держав. Почти во всех государствах прочны позиции националистических  партий  и  движений,   немало сторонников даже у идей национальной исключи­тельности. Правда, общества массового производства и массового потребления по определению не могут быть индивидуальны. Научно-техническая револю­ция также требует углубления кооперации различ­ных государств. Но даже в развитых странах (Кана­де, Испании, Великобритании) сохраняет свою остро­ту национальный вопрос.

Под национальным вопросом понимается вопрос об освобождении угнетенных народов, их само­определении и преодолении этнического неравен­ства.

Корни национального вопроса — в неравномер­ности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и мо­гущественные государства покоряли слабые и отста­лые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения, иногда выражавшуюся в насильственной этнической ассимиляции и даже ге­ноциде. После раздела Европы наступила очередь «третьего мира». Традиционные общества Азии, Африки, Америки пали под натиском европейской индустриальной цивилизации и превратились в ко­лониальные страны. Одновременно началась борь­ба зависимых народов против национального гнета. К концу XXв. она фактически завершилась полным крахом колониальной системы и образованием на политической карте мира множества независимых государств.

Но несовпадение этнических и территориальных границ, ухудшение экономического положения, со-

циальные противоречия, национализм и шовинизм возведенные в ранг официальной политики сохра-няющиеся национальные и религиозные различия (подчас довольно резкие), груз прошлых националь­ных обид являются питательной почвой многочис­ленных межнациональных конфликтов.

Степень их остроты во многом зависит от характе­ра  требований  национального меньшинства.  Так сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Ис­пании выступают за создание собственных незави­симых государств, поэтому межнациональный кон­фликт  вылился  здесь в многолетнее кровавое во­оруженное  противостояние.  Таков же характер и ольстерского конфликта: ирландцы-католики требу­ют воссоединения Северной Ирландии с основным ядром нации. Более умеренные требования, напри­мер культурной автономии или установления под­линного   равноправия   (корейское   меньшинство   в Японии), объясняют и более умеренные формы на­ционального противостояния.

Развал СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. Все бывшие автономные республики РСФСР заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. В ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Яку­тия) националистические силы взяли курс на отделе­ние от России.

К кровавой резне привел северо-осетино-ингуш-ский конфликт. Ингуши пытались вернуть себе тер­ритории, отобранные у них еще в годы Великой Оте­чественной войны и не возвращенные до сих пор. Для разведения враждующих сторон президенту и прави­тельству пришлось направить в зону противостояния федеральные вооруженные силы.

Но самым серьезным проявлением обострения межнациональных отношений на территории Рос­сии был и остается чеченский кризис. Еще в 1991 г. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Федераль­ные власти не признали самопровозглашенное го-сударство. но долгое время не предпринимали ни­каких мер для нормализации ситуации.  В декаб­ре 1994 г. в Чечню были введены российские войска с   целью   «восстановления   конституционного   по­рядка». Отряды сепаратистов встретили федераль­ные вооруженные силы яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым. Чеченские боевики   совершили   ряд   террористических   актов против мирного населения в нескольких российских регионах.   Правительство   оказалось   неспособным разрешить  кризис  военным  путем,   вызвав   волну протеста как в России,  так и за рубежом.  Война в Чечне вскрыла слабую боеготовность российской армии  и  неподготовленность  командования  феде­ральными силами к руководству военными дейст­виями  в   горных  районах.   Банкротство   подобной стратегии  сделало  необходимым  мирное  урегули­рование чеченского кризиса. В августе 1996 г. руко­водство Российской Федерации и сепаратисты до­говорились о прекращении военных действий и вы­воде федеральных войск из мятежной республики. До 2000 г. было отложено решение вопроса о по­литическом статусе Чечни. Однако после неудачной попытки чеченских боевиков в августе 1999 г. за­хватить ряд районов Дагестана началась вторая че­ченская кампания. В течение осени 1999 — весны 2000 г. федеральным войскам, несмотря на острую критику действий российских властей международ­ными правозащитными организациями (так, Парла­ментская ассамблея Совета Европы приостановила полномочия делегации Федерального Собрания РФ), удалось установить контроль над большей частью территории   республики   (за   исключением   горных районов). Сейчас на повестке дня стоят задачи поли­тического  урегулирования:   восстановление   эконо­мики Чечни, создание органов новой власти (в соот-

ветствии с Конституцией и законами Российской Федерации), проведение свободных и демократиче­ских выборов, реальная интеграция Чечни в состав Федерации.

Довольно остро стоит национальный вопрос и в странах так называемого ближнего зарубежья. Оставшееся на территории бывших союзных респуб­лик, а ныне независимых государств, русскоговоря­щее население оказалось на положении националь­ного меньшинства. В Прибалтийских государствах (особенно в Латвии и Эстонии) принимаются диск­риминационные законы о гражданстве, о государ­ственном языке, направленные против некоренного населения. Долгое время российские власти не пред­принимали адекватных мер по защите наших сооте­чественников.

Большую проблему представляют многочислен­ные русские беженцы из Средней Азии, Закавка­зья, Казахстана, вернувшиеся на родину из райо­нов военных конфликтов и национальной нетерпи­мости.

При решении межнациональных конфликтов не­обходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех уча­стников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей

ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спор­ных проблем.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20