В процессе своей жизнедеятельности люди посто­янно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также свя­зи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная частьобще-ственных отношений характеризуется противоречи-выми интересами ихучастников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересовлюдей и сглажива­ния возникающих между ними и их объединениями конфликтовявляется нормативное регулирование, т. е. регулирование поведенияиндивидуумов при по­мощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma , что означает «правило,образец, стандарт». Норма ука­зывает те границы, в пределах которых тот илииной объект сохраняет свою сущность, остается самим со­бой. Нормы могут бытьразными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихсясубъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила иобразцы, поведения людей в обществе^ обусловленные общественными отношениями ияв­ляющиеся результатом сознательной деятельнос-ти людей. Социальные нормыскладываются истори­чески, закономерно. В процессе своего становления,преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются ивоспроизводятся в необходимых об­ществу отношениях и актах. В той или иной мересо­циальные нормы являются обязательными для ис­полнения теми, кому адресованы,имеют определен­ную процедурную форму выполнения и механизмы

своей реализации.

Существуют различные классификации социаль­ных норм.Наиболее важным является разделение со­циальных норм в зависимости отособенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пятьразновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозныенормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения,которые являются производными от представ-лений людей о добре и зле, осправедливости и не-справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих нормобеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед-шие впривычку в результате их многократного по­вторения. Реализация обычных нормобеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, ко­торыевыражают стремление людей сохранить опре­деленные идеи, ценности, полезныеформы поведе­ния. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующиеповедение людей в бытовой, се­мейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила по­ведения,установленные общественными организа­циями. Их реализация обеспечиваетсявнутренним убеждением членов этих организаций, а также сами­ми общественнымиобъединениями.

Под религиозными нормами понимаются прави­лаповедения, содержащиеся в различных священ­ных книгах либо установленныецерковью. Реализа­ция данного вида социальных норм обеспечивается внутреннимиубеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уста­вленные или санкционированные государством,

церкви

вовые нормы это права д, у новленные илисанкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализацияко­торых обеспечивается авторитетом и принудитель­ной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не

одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием обществе они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом соци­альныхнорм, возникшим еще в первобытном обще-стве были ритуалы. Ритуалом называютправило поведения, в котором самым главным является за­ранее строго заданнаяформа его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главноезначе­ние имеет именно его форма. Ритуалами сопровожда­лись многие события вжизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов со­племенниковна охоту, вступления в должность вож­дя, преподнесения даров вождям и др.Несколько по­зднее в ритуальных действиях стали выделять обря­ды. Обряды представлялисобой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символиче­скихдействий. В отличие от ритуалов они преследо­вали определенные идеологические(воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психи­ку человека.

Следующими по времени появления социальными нормами,которые являлись показателем новой, бо­лее высокой ступени развитиячеловечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все сто­роны жизнипервобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпохупервобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший своюслабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу.Первоначально объектом религиоз­ного преклонения был реально существующий пред­мет— фетиш. Потом человек стал поклоняться ка­кому-либо животному или растению —тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем то­темизм сменилсяанимизмом (от лат. «анима» — ду­ша), т. е. верой в духов, душу или всеобщуюодухот­воренность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм сталосновой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъесте­ственныхсуществ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первыеполитеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и ре­лигии впервобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время ихвозникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появ­ляется вместе счеловеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регулято­ров.

В период возникновения государства появляются первыенормы права.

Наконец, последними по времени возникают кор­поративныенормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общегоха­рактера, т. е. рассчитаны на многократное приме­нение, и действуютнепрерывно во времени в отно­шении персонально неопределенного круга лиц.Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, какпроцедурность и санк-ционированность. Процедурность социальных норм означаетналичие детально регламентированного по­рядка (процедуры) их реализации.Санкционирован-ность отражает тот факт, что каждый из видов соци­альных нормимеет определенный механизм реализа­ции их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допусти­могоповедения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Какуже было ука­зано выше, соблюдение данных норм обычно обес­печиваетсявнутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощренийи социальных наказаний в виде так называемых соци­альных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается ре­акцияобщества или социальной группы на поведе­ние индивида в общественно значимойситуации. По

своему содержанию санкции могут быть позитив-ными(поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкцииформальные (исходящие от официальных организаций) и нефор-мальные (исходящие от неофициальных организаций).Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждаячленов общества за выполнение социальных норм ли бо наказывая за отклонение отпоследних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называетсятакое поведение, которое не соответствует тре­бованиям социальных норм. Иногдаподобные откло­нения могут иметь позитивный характер и приво­дить кположительным последствиям. Так, извест­ный социолог Э. Дюркгейм полагал, чтодевиация помогает обществу получить более полное представ­ление о многообразиисоциальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному из­менению,раскрывая альтернативы уже существую­щим нормам. Однако в большинстве случаевоб от­клоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании поддевиантным пове­дением подразумеваются такие отклонения, кото-, рые не влекутза собой уголовного наказания, не яв­ляются преступлениями. Совокупностьпреступных действий индивида имеет в социологии особое назва­ние - деликвентное(буквально - преступное) пове­дение.

Исходя из целей и направленности девиантногоповедения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типуотносятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм,са-моубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вредобщностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушениетрудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения,ученые-социологи обратили внимание на то, что и де-виантное и деликвентноеповедение широко рас­пространяются в обществах, переживающих транс­формациюсоциальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведениеможет при­обретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведе­нию является поведениеконформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение,соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конеч­ном счетеосновной задачей нормативного регулиро­вания и социального контроля являетсявоспроиз­водство в обществе именно конформистского типа по­ведения.
Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20