Под социальной (стратификационной) струк­турой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а так­же совокупность институтов и отношении между ними. Термин «стратификация» ведет свое проис­хождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого нера­венства, их мнения расходятся. Изучая процесс стра­тификации в обществе, К. Маркс назвал таким кри­терием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним соци­альный престиж и принадлежность субъекта к поли­тическим партиям, к власти. Питирим Сорокин счи­тал причиной стратификации неравномерность рас­пределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что соци­альное пространство имеет и множество иных крите­риев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, рели­гиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонни­ки теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социаль­ные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство вдоходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож-дение.м человеческогообщества. С появлением пер­вых государств она ужесточается, а затем, в процессеразвития общества (прежде всего европейского), по­степенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа со­циальной стратификации — рабство, касты, сосло­вия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

Первой системой социальной стратификации яв­ляется рабство, возникшее еще в древности и в неко­торых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет ни­каких прав и считается собственностью хозяина (го­ворящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху ра­бовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации сле­дует признать кастовый строй. Кастой называют та­кую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невоз­можен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества яв­ляется Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различ­ных частей бога Брахмы:

а) брахманы — священнослужители;

б) кшатрии — воины;

в) вайшьи — купцы;

г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые не­прикасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют со­словия. Сословие - это группа людей, которая обла­дает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегирован­ные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духо­венство (во Францииих так и называли - первое сословие и второе сословие), ко второй -ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лени­ным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически опре­деленной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а сле­довательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они распола­гают». Классовый подход нередко противопоставля­ют стратификационному, хотя на самом деле классо­вое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в общест­ве выделяют в качестве основных следующие клас­сы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура пред­ставляет собой совокупность всех функционирую­щих социальных общностей, взятых в их взаимодей­ствии, в ней могут быть выделены следующие эле­менты:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически раз­витых странах второй уровень является преобладаю­щим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находит­ся также иерархически упорядоченная совокуп­ность различных социальных слоев. Человек, зани­мающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на ка­ком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их проме­жуточное положение во многом определяется неспо­собностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих со­циальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его пе­ремещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптиро­ваться к новой социокультурной среде той стра­ты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей на­столько устойчива, что не поддается вытеснению но­выми нормами, принципами, правилами. Их поведе­ние отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредска­зуемые поступки. Среди маргиналов могут быть эт-номаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в ре­зультате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить выбор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в эконо­мическом базисе современного российского общест­ва, повлекли за собой серьезные изменения в его со­циальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоре­чивостью, неустойчивостью и склонностью к сущест­венным изменениям. К высшей страте (элите) сего­дня могут быть отнесены представители государ­ственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвали­фицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных про­фессий, занятые трудом средней и низкой квалифи­кации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государствен­ных и муниципальных учреждениях). Следует отме­тить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограничен­ный характер, что может стать одной из предпосы­лок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры сов­ременного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на бо­гатых и бедных, углубление социальной и имущест­венной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка моз­гов»).

В целом можно сказать, что основными критерия­ми, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20