Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может ра­ботать без вмешательства государства. Ведь именно государство берет на себя ответственность за органи­зацию денежного обращения в стране, за удовле­творение потребностей определенных категорий на­селения, за компенсацию или ликвидацию отрица­тельных эффектов поведения участников рыночной игры. Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, поскольку, действуя стихийно, законы рынка слиш­ком часто не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, та­кие, как монополизм, безработица и др. К тому же рыночная система не в состоянии обеспечить реали­зацию такого неотъемлемого социально-экономиче­ского права человека, как право на стандарт благо­состояния, т. е. на получение таких доходов, которые могли бы обеспечить индивиду достойное существо­вание в независимости от форм и результатов его эко­номической деятельности. От рыночного механизма не приходится ожидать и соблюдения других соци­ально-экономических прав человека, в частности, права на труд для тех, кто может и хочет работать. По целому ряду объективных причин в экономике рыночного типа неизбежной является безработица в ее различных видах: структурная, региональная, технологическая, скрытая.

Ограниченность возможностей рыночного меха­низма регулирования экономики стала особенно оче­видна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица. Кризис 1929— 1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие из положений экономической теории.

В 1936 г. английский экономист Джон Кейнс вы­пустил в свет книгу, которая называлась «Общая те­ория занятости, процента и денег», в которой дока­зывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная эконо­мика будет регулироваться государством. Вмеша­тельство последнего поможет свести к минимуму от­рицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов. Кейнс фактически произвел пе­реворот в «классической экономике», сделав вывод о том, что только активная финансовая политика госу­дарства, которая бы способствовала стимулированию спроса, может справиться с массовой безработицей. Во время Второй мировой войны эта точка зрения стала господствующей во всем мире, и взгляды Кейнса оказали огромное влияние как на мировую эконо­мическую мысль, так и на практику организации хо­зяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отноше­ний. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перерас­пределение общественных доходов, регулирование рынка рабочей силы, оказание материальной под­держки тем людям, которые не по своей воле утрати­ли рабочие места и не сумели найти себе другую рабо­ту. Заботятся государства и о занятых, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы, т. е. такой уровень, который бы позволил им вы­жить.

Другим направлением деятельности современных государств является обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, что особен­но важно в современных условиях развития НТП.

Наиболее развитые государства инвестируют огромные средства на проведение Фундаментальных научных исследований, производят капиталовложения в те новейшие отрасли хозяйства, которые будут выпускать продукцию с не совсем ясными пока перс­пективами спроса.

Наконец, поскольку сегодня является очевидным тот факт, что ни одна экономика — ни рыночная, ни командная — не имеет врожденного иммунитета, по крайней мере, против двух тяжелых хронических бо­лезней — инфляции и монополизма, то обязанностью именно государственных органов является разработ­ка и принятие действенных мер по антиинфляцион­ной и антимонопольной профилактике. Для решения вышеперечисленных задач современные государства используют определенные методы государственного регулирования экономической жизни.

Государственное регулирование экономики в ус­ловиях рынка представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контро­лирующего характера, осуществляемых правомоч­ными государственными учреждениями и общест­венными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономи­ческой системы к изменяющимся условиям. Конк­ретные направления, формы, масштабы государст­венного регулирования экономики обычно опреде­ляются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конк­ретный период. Задачей государственного регулиро­вания экономики является установление компромис­са между многочисленными и разнообразными инте­ресами субъектов экономики в целях достижения максимального общественного блага в рамках су­ществующего социально-экономического строя.

Все используемые государством методы воздействия на экономику можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют правовые методы, которые заключаются в том, что государство при­нимает законы, призванные упорядочить взаимоот­ношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое анти­монопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет эконо­мику к застою и загниванию. Также правительства различных стран принимают законы, направленные на укрепление мелкого и среднего бизнеса, поддер­живая таким образом разнообразную структуру про­изводства.

Ко второй группе относятся финансово-экономи­ческие методы — прежде всего налоги. Налоги игра­ют активную роль в перераспределительных отноше­ниях, серьезно влияя на производство. Поднимая или снижая размер налогов, государство либо способ­ствует его развитию, либо сдерживает темпы эконо­мического роста.

Государство оказывает определенное влияние на экономику и при проведении своей денежно-кредит­ной политики. Главную ответственность за проведе­ние последней, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковско­го процента. С ее помощью госбанк или ограничива­ет, или, наоборот, расширяет возможность получе­ния предпринимателями кредита на развитие произ­водства.

Также государство помогает товаропроизводите­лям, вводя определенные таможенные пошлины. Пошлиной называется специальный налог государ­ства на товары, покупаемые за границей. Он вводит­ся для того,чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а сдругой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает

Правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей).

Еще одним важным инструментом государственного регулирования экономики является государственная собственность (так называемый государ­ственный сектор). Государственный сектор пред­ставляет собой некоторое дополнение рыночного механизма, действующее там и в такой мере, где и в какой степени сам этот механизм не справляется или недостаточно быстро и эффективно справляется с глобальными или частными экономическими задача­ми. Государственный сектор создается в результате строительства государством различных хозяйствен­ных объектов, а также выкупа у частных владельцев предприятий, недвижимости, пакетов акций и це­лых отраслей. Переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную называется национализацией. Национализация служит мощ­ным инструментом стабилизации рыночной эко­номики страны в критические периоды ее развития. В странах, где доля государственной собственности в национальной экономике значительна, она неизмен­но используется в целях выравнивания экономи­ческого цикла и поддержания занятости населения. В условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения в эконо­мику сокращаются, государственные предприятия, напротив, не сокращают производство. Более того, именно в эти периоды они стремятся обновлять ос­новные фонды, противодействуя таким образом спа­ду производства в других отраслях промышленности и росту безработицы. Структура государственного сектора не является неизменной: после создания или реорганизации с переоснащением нерентабельных или малорентабельных, но необходимых для хозяй­ства страны объектов последние приватизируются, т.е. переходят из государственной собственности в частную. Государство же переключается на новые объекты и сферы, где активность частного капитала недостаточна.

Наконец, в рыночном хозяйстве распространены и различные типы планирования: на уровне отдельных предприятий, регионов и даже всей экономики в це­лом. Программы последнего вида создаются государ­ством.

Государственной экономической программой на­зывается комплекс иерархически соподчиненных це­лей, важных для развития хозяйства страны, а так­же совокупность средств их достижения в установ­ленные сроки. Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономиче­ским программированием.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Чрезвычайные программы разрабатываются и осуществляются во время критических ситуаций (на­пример, при стихийных бедствиях). Некоторые из этих программ являются превентивными, т.е. при­званными предотвратить надвигающиеся нежела­тельные последствия. По времени действия государ­ственные программы подразделяются на краткосроч­ные, среднесрочные и долгосрочные. Особое место среди государственных программ обычно занимают государственные программы национализации и при­ватизации. Уровень государственного программиро­вания в разных странах различен, но само государ­ственное программирование экономики существует практически во всех странах с рыночной экономи­кой.

Таким образом, в современных капиталистиче­ских странах государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рын­ке (производства, обмена, труда и т. п.). Наиболее развитой механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Италия, Скандинавские государства и др.), Японии, ряде быстро развивающихся госу­дарств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Особенно важную роль государственное регулиро­вание экономики играет в развивающихся странах, создающих независимую национальную экономику, и в бывших социалистических государствах, осу­ществляющих переход от планового хозяйства к ры­ночному.

Несмотря на очевидную эффективность государ­ственного регулирования экономики, опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя дер­жать в полном подчинении у государства. Вот почему основной принцип государственного регулирования экономики часто выражается фразой «не помешай рынку». В экономической истории имеется множест­во примеров, когда государство, полагаясь исключи­тельно на административные методы управления экономикой, не только было не в состоянии решить насущные проблемы, но и способствовало их усугуб­лению. С другой стороны, государство должно соблю­дать меру и в использовании экономических методов регулирования рынка, поскольку некоторые из них, например налоговая или денежная политика, по силе своего влияния на экономику вполне могут быть сравнимы с централизованным планированием. Так, в конце 70-х гг. во многих государствах правительст­ва фактически утратили чувство меры в применении экономических методов регулирования, и это приве­ло к серьезной деформации ряда рыночных процес­сов. Платой за неосмотрительность стал рост безрабо­тицы, переплетенный с инфляцией и расстройством денежной системы.

Таким образом, вмешательство государства в сов­ременную экономику является необходимым. Основ­ные направления его экономической деятельности могут быть сведены к следующим: 

1) разработка, принятие и организация выполне­ния рыночного законодательства (правовой основы рынка);

2) обеспечение сохранности рыночного механизма и создание условий для его нормальной работы, сгла­живание структурных и региональных диспропор­ций в экономике, организация экологически безопас­ного производства;

3) гарантированное осуществление справедливого распределения доходов.

Современный рынок предъявляет к экономиче­ской деятельности государства довольно жесткие и специфические требования. Везде, где деятельность государства соответствует этим требованиям, она способствует укреплению рыночного механизма, улучшению состояния государственных финансов и обеспечению социально-экономических прав членов общества.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20