Среди социальных институтов современного обще­ства образование играет важнейшую роль, представ­ляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности.

Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенст­вованию. Если такие знания, умения и навыки при­обретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его са­мообразовании.

Целью образования является приобщение индиви­да к достижениям человеческой цивилизации, ре­трансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача уча­щемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творче­ской деятельности в избранной сфере занятий. От ка­чества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономиче­ского и политического развития, его нравственное со­стояние. Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социаль­ной мобильности человека или социальной группы;

2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.

Современное образование является средством ре­шения важнейших проблем не только всего общест­ва, но и отдельных индивидов, являясь  одним из важнейших этапов в длительном процессе их соци­ализации.

Различают следующие виды образования: началь­ное, среднее, среднее специальное и высшее.

Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. Их создание объяснялось практическими по­требностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государствен­ный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Ев­ропе были церковными (или монастырскими). Они, в свою очередь, подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В пер­вых готовили в основном приходских священников. Обучение в таких школах было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать (в основ­ном молитвы), писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные гимны и совершать церков­ные обряды.

Более крупные средневековые школы, возникав­шие при епископских кафедрах, давали иное образо­вание. В таких школах следовали римской традиции и изучали так называемые «семь свободных ис­кусств»: грамматику, риторику, диалектику, ариф­метику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств была двухуровневой. На началь­ном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли остальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12—13лет.

Стремительное развитие средневековых городов привелок появлению светских городских частных и муниципальных школ (т. е. школ, которые нахо­дились в ведении городского совета). Растущим го­родам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а содержание обучения диктовалось прежде всего практическими потребнос­тями того или иного города. Латынь в этих шко­лах постепенно вытеснялась национальными язы­ками.

К периоду средневековья относится и появление первыхвысших учебных заведений — университе­тов. Создавались они либо на основебывших кафед­ральных (епископальных) школ (именно так возник в XII в. Парижский университет, выросший из шко­лы, существовавшей при соборе Парижской Богома­тери), либо в городах, где жили прославленные учи­теля, окруженные способными учениками (именно таким образом из кружка последователей знаменито­го знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовы­вали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно сту­денты и преподаватели избирали руководителя уни­верситета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, фило­софский (богословский) и медицинский. Срок обуче­ния на разных факультетах существенно отличался: подготовка юриста или медика занимала 5—6 лет, философа-богослова —15 лет. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по за­ранее поставленным вопросам.

В XIV — XV вв. появляются так называемые кол­легии (от этого названия впоследствии произойдет слово«колледж»). Сначала коллегиями называли об­щежития студентов, в которых современем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, ко­торую основал Робер де Сорбон, духовник француз­ского короля, — Сорбонна — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому универси­тету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 уни­верситетов. Многие из них — Болонский, Кембридж­ский, Оксфордский, Краковский и др. — существуют и сегодня.

В нашей стране первые высшие учебные заве­дения появились поздно. Еще сподвижники Пет­ра I предлагали создать в России светские «акаде­мии». В 1724 г. император издал указ об «учинении» в Санкт-Петербурге Академии наук, при которой создавались университет и гимназия где должны были «молодых людей публично обучать». Предполагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные европейские ученые.

Однако полноценных занятий в Академическом университете организовать не удалось. Многие сту­денты оказались слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь — основной язык нау­ки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностранные преподаватели вскоре вернулись на родину, и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипен­дий для студентов — первый университетский вы­пуск из 9 человек состоялся лишь в 1753 г. М. В. Ло­моносов разочарованно заметил по этому поводу, что «при Академии наук не токмо настоящего универси­тета не бывало, но еще ни образа, ни подобия универ­ситетского образования».

Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового университета по европейскому образцу. Его поддер­жал фаворитимператрицы Елизаветы Петровны граф И. И. Шувалов.

12 января 1755 г. императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по европейской традиции состоялась его инаугу­рация - торжественный акт открытия. В конце XVIII в. Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятельность Академическо­го университета фактически прекратилась. Студанты обучались на трех факультетах - философском, медицинском и юридическом. С 1768 г. преподавание велось на русском языке. Будущих студентов говили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не принимали. Выпускники получали офицерский чин. Наиболее способных отправляли на стажировку в ев­ропейские университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, матема­тика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юри­дический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной спе­циальности. Кстати, первое светское специальное учебное заведение в Москве — Школа математиче­ских и навигацких наук — было основано Петром I еще в 1701 г. Школа помещалась в ныне уже не су­ществующей Сухаревой башне.

Однако, несмотря на успехи, достигнутые в сфере образования в средние века и в новое время, следует отметить тот факт, что доступно оно было только от­дельным, весьма небольшим слоям общества, —большинство населения не имело возможности полу­чить не только высшее, но даже среднее образование. Положение начало меняться с конца XIX в. А XX в. стал временем перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию. Были предприняты попытки полной ликвидации негра­мотности среди населения. В развитых странах полу­чение среднего образования стало обязательным. Се­годня можно констатировать тот факт, чтообразова­ние в XX в. превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности. Расходы на не­го составляют в развитых странах до 8—9% ВНП. Однако в некоторых развивающихся странах поло­жение с ликвидацией неграмотности нельзя назвать благополучным — доля неграмотного населения в них, по различным данным, составляет от 75 до 85% всего населения. Такое положение фактически обре­кает эти страны на отставание в области экономики, ибо эффективное развитие последней сегодня возможно только на базе достижений НТП и при нали чии огромного количества высококвалифицированных кадров.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отли­чается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наря­ду с учебными заведениями иных типов, осуществля­ет подготовку квалифицированных кадров для раз­личных сфер человеческой деятельности. Школа — один из основных элементов системы образования.

Под системой образования понимается совокуп­ность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управ­ления, а также комплекс принципов, определя­ющих ее функционирование. Характер системы обра­зования в любом государстве определяется социаль­но-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особен­ностями страны.

Требования общества к образованию выражают­ся в системе принципов государственной образова­тельной политики. В настоящее время образователь­ная политика в РФ строится на следующих принци­пах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государствен­ных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-обществен­ный характер управления и самостоятельность обра­зовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и со­держания образования. Среди основных направле­нийпроводящейся реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспита­ния;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса об­разования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обу­чения, сделать ученика полноценным субъектом об­разовательного процесса. Сегодня по-настоящему эф­фективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повы­шение роли обучаемого в процессе освоения получа­емой им информации;

2) по-иному подойти к выработке критериев эф­фективности результатов образования — ими долж­ны стать не только полученные обучаемым зна­ния, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необ­ходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.

В настоящее время в России идет становление но­вой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменения­ми в педагогической теории и практике учебно-вос­питательного процесса. Происходит смена образова­тельной парадигмы: предлагаются новое содержание и новые подходы к образованию. Содержание образо­вания дополняется современными процессуальными умениями, направленными на развитие способностей оперирования информацией. Традиционные способы ретрансляции знаний — устная и письменная речь — уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей гло­бального масштаба. Особая роль отводится духовно­му воспитанию личности, становлению нравственно­го облика человека XXI в.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20