Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой де­ятельности, которая представляет собой отраже­ние окружающей действительности в художест­венных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида позна­вательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, од­нако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называ­ли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической де­ятельности, т. е. искусства в его современном пони­мании, раньше всего произошло в области ремесла. Это можно отчетливо проследить на примере гон-чарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украше­нием их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритми­ческом чередовании и организованном расположе­нии абстрактно-геометрических или изобразитель­ных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с пред­метным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эс­тетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечиваю­щим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а так­же жизнь людей в определенных исторических ус­ловиях. Искусство обусловлено миром природы и об­щественных отношений, которые окружают индиви­дов.

Формой бытия искусства является художествен­ное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве ма­териального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфи­ческим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооруже­ний, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает пред­меты, а создает их. Архитектура бывает обществен­ная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись вид искусства, произведения ко­торого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живо­писцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых об­щим кругом тем или предметов изображения, назы­вается жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейст­вительности;

б) натюрморт — изображение окружающих чело­века вещей;

в) пейзаж — изображение естественной или преоб­разованной человеком природы;

г) бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр — изображение жи­вотных;

е) исторический жанр — изображение историче­ских событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выпол­няются на бумаге, меньше по формату и легче пере­мещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном по­вторяют жанры живописи. В известной мере специ­фическим графическим жанром является карикату­ра (сатирический рисунок, шарж).

3 Скульптура - вид изобразительного искусст­ва произведения которого имеют физически мате риальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на ба­рельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем наполовину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декора­тивную и монументальную. Станковая — это неболь­шая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусствовид изо­бразительного искусства, непосредственно связан­ный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, вы­полняемые из самых различных материалов (тради­ционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизньлюдей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим факто­ром формирования среды обитания человека.

5. Литературавид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда чело­вечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято назы­вать фольклором.

6. Музыкавид искусства, отражающий дей­ствительность в звуковых художественных обра­зах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

7. Театр - вид искусства, специфическим сред­ством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера пе­ред публикой.

8. Цирк искусство акробатики, эквилибрис­тики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, кон­ной езды, дрессировки животных.

9. Балет вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Кино вид искусства, произведения которо­го создаются с помощью киносъемки реальных, спе­циально инсценированных или воссозданных сред­ствами мультипликации событий.

11. Фотоискусствоискусство создания хими­ко-техническими средствами зрительного образадоку ментального значения, художественно вырази­тельного и с достоверностью запечатляющего в за­стывшем изображении существенный момент дей­ствительности.

12. Эстрадавид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют со­бой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстети­ческое воздействие на людей, включает их в направ­ленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заклю­чается в восстановлении в сфере духа гармонии, ут­раченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выра­жается в свойстве искусства анализировать состоя­ние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способ­ность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искус­ства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человече­ской личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она игра­ет ведущую роль в общей системе функций искус­ства.

Эстетическая функция — это специфическая спо­собность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности же­лание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, ду­ховный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею само­ценного значения личности и осуществляет ее, до­ставляя человеку бескорыстную радость эстетическо­го наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показыва­ет познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественно­го познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусст­ва — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и от­ражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи

результатом вымысла, тем не менее являются отра­жением действительности и всегда несут на себе от­печаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с по­мощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков по­знаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став сим­волами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания ха­рактерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художе­ственных образов. В литературе таким средством яв­ляется слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совер­шенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусст­во исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является осо­бой формой познания окружающей действитель­ности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра-во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникаю­щем благодаря их взаимосвязям.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20