Сегодня, в век научно-технического прогресса, че­ловечество особенно ясно осознает место и значи­мость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению науч­ных исследований в самых различных областях по­знания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства ма­териальных благ.

Наукой принято называть теоретические сис­тематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в аб­страктно-логической форме и основанные на дан­ных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир во­все не таков, каким он представляется людям, изу­чающим его только при помощи методов чувственно­го познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие су­щественно замедлилось. Однако постепенно в резуль­тате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Га­лилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются науч­ные общества и академии, издаются научные журна­лы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX — XX вв. возникают и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым ви­дом — духовным производством.

Важнейшими социальными функциями науки яв­ляются:

а) познавательно-объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;

б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть яв­ления окружающего мира в их единстве и многообра­зии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции раз­вития общества и дать рекомендации по их преодоле­нию.

Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания.

Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в про­шлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшествен­ников.

Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от«этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигмой называется господствующая систе­ма идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадиг­му общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и пара­дигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке пробле­мы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддаю­щихся объяснению с помощью существующих те­орий. Наступает этап кризиса,происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заме­няется новой.

Представляя собой подсистему более сложной сис­темы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фунда­ментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем имен­но открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее разви вается по своим внутренним законам. Так, например существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для это­го наукой уже накоплен соответствующий объем зна­ний. Если же такового запаса нет, то выполнить об­щественный заказ наука не в состоянии.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20