Сегодня наука является основной формой челове­ческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого.

Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следующим образом:

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно перехо­дить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подроб­ностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Выделяют два уровня научного познания: эмпири­ческий и теоретический.

Главной задачей эмпириче­ского уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемо­го знания — эмпирический (научный) факт.

На те­оретическом уровне происходит объяснение изучае­мых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в кото­рых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными принципами научного познания явля­ются:

1. Принцип причинности.

Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнегреческого филосо­фа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспри­чинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности озна­чает, что возникновение любых материальных объ­ектов и систем имеет некоторые основания в пред­шествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими измене­ния — следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки — установить эти связи.

2 . Принцип истинности научного знания. Истиной называется соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой,следовательно, ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания Согласно этому принципу, любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. По­этому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительнос­ти — так называемый интервал адекватности.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются:

- метод наблюде­ния;

- метод эмпирического описания;

- метод экспе­римента .

Наблюдение представляет собой целенаправлен­ное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблю­дение опирается на такие формы чувственного позна­ния, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описа­ние, в процессе которого полученные сведения фик­сируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.

Экспериментом называется такой метод изучения явле­ний, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимос­ти воссоздаваться и контролироваться субъектом по­знания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента:

1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, не известных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в ходе которого осуществляется проверка каких-либо теоретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, социальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мысли­тельный эксперимент. В процессе такого экспери­мента заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объ­ектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании дан­ный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Мож­но сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоре­тическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическо­му уровню научного познания, можно выделить ме­тод гипотезы, а также формулирование научной те­ории.

Сущностью метода гипотезы является выдвиже­ние и обоснование некоторых предположений, с по­мощью которых можно дать объяснение тем эмпири­ческим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы яв­ляется формулирование законов, принципов или те­орий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. На­ряду с ними существуют так называемые экзистен­циальные гипотезы, представляющие собой предпо­ложения о существовании таких явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделе­ева).

На основе проверки гипотез происходит постро­ение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окру­жающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описатель­ной функции выполняет еще и функцию прогности­ческую: она помогает определить направление даль­нейшего развития общества, происходящих в нем яв­лений и процессов.

Схема.

Особенности научного познания: (это основная форма человеческого познания, в основе которого лежит творческий процесс мыслительной и предметно – практической деятельности) .

1) объективность; доказывается практикой;

2) имеет дело лишь с тем, что реально существует, может наблюдаться;

3) носит системный характер 

- факты устанавливаются, фиксируются, обобщаются;

- выдвигаются гипотезы или предположения;

- формулируются законы и теории;

4) подвергается постоянной проверке ( открытость рациональной критике)

5) имеет свои методы: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотезы, формулирование теорий; расчет, моделирование, теоретический анализ и т.п.

наблюдение: нет воздействия на изучаемый объект или явление

эксперимент: изучаемый предмет или явление подвергается специальному воздействию, обязательное использование технических средств

6) опора на опыт предшественников;

7) воспроизводимость полученных результатов

8) имеет свои средства (телескопы, микроскопы и т. д.)

9) имеет четкий язык «понятий»


Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20