1. Сущность и функции политики распределения
Политика распределения – это комплекс мероприятий, направленных на организацию и совершенствование таких направлений системы распределения:
1) Распределение с целью приобретения покупателей (методы и каналы сбыта)
2) Физическая дистрибуция или товародвижение (логистика маркетинга)
Принимаемые в этой сфере решения имеют, обычно, долгосрочный стратегический характер.
Основные функции системы распределения:
v Функция преодоления (транспортная, хранение на складах, выравнивание цен)
v Товарные функции (количественная перегруппировка, сортировка, комплектация)
v Функции маклерской службы (освоение рынков, консультирование)
Субъекты сбыта отличаются между собой по объемам ответственности и полномочиям.
Субъекты сбыта:
ü Дилер действует от своего имени и за свой счет
ü Дистрибьютор имеет обычно центральный склад и разветвленную сеть периферийных складов, товар приобретает, как правило, крупными партиями и распределяет по значительной территории (действует от чужого имени и за свой счет)
ü Комиссионер имеет специализированное торговое помещение и осуществляет посредничество на условиях комиссии (% с объема продаж), действует от своего имени и за чужой счет
ü Брокер (маклер) рассматривается обычно как специалист по информации, практически никогда не имеет физического контакта с товаром и работает со множеством продавцов и покупателей чаще всего оптовыми партиями товара
ü Агент – это часто штатный сотрудник или фирма, действующая по постоянному поручению производителя, может быть эксклюзивным (имеет от своего заказчика гарантии того, что другие агенты не будут работать на данной территории в конкретном сегменте рынка). Действует от чужого имени и за чужой счет.
ü Коммивояжер – это разъездной торговец с образцами, обычно вступает в физический контакт с товаром, ими часто являются служащие предприятия, которому поручено заниматься поиском клиентов и работой с ними
ü Консигнатор принимает право собственности на товар и торговый риск, специфика консигнации состоит в отсрочке платежа на срок, который должен устроить как консигнатора, так и производителя товара
Джоббер не имеет складской сети и поэтому работает с мелкими партиями или с крупными, но «с колес», обеспечивая немедленную перегрузку товара и его перевозку менее крупным потребителям без промежуточного складирования