9.1. Определение и общая характеристика памяти

9.1. Определение и общая характеристика памяти
Психическое развитие возможно потому, что человек сохраняет приобретенный опыт и знания. Все, что человек узнает, оставляет свой след в его памяти, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом его сознания.

Под памятью понимается запечатление, сохранение, забывание, воспроизведение, узнавание, припоминание следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди всех психических познавательных процессов. Немалая часть исследователей характеризует память как “сквозной” процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. 

Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Человек способен узнавать то, с чем встречался ранее. Он способен вызывать в своем сознании образ предмета, который он воспринимал ранее. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление или запоминание того, что было воспринято, а также последующее его сохранение. 

В истории психологии с древних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы связи представлений друг с другом. Впоследствии эти принципы были названы принципами ассоциации, которые включают в себя:

1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ какого-то человека может вызвать в памяти другого цепь событий его жизни положительно или отрицательно окрашенные.

2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании человека представления, сходные с этими образами по каким-либо признакам. Например, портрет человека ассоциируется с представлениями о его чертах характера.

3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления какого-либо субъекта, предмета или их характеристики вызывают в сознании человека представления противоположные этому субъекту, предмету или их характеристикам. Например, черное может вызывать представления белого, теплое – холодного, великан может быть противопоставлен карлику. 

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а во взаимной связи друг с другом. Учение об ассоциации получило широкое распространение в ассоциативной психологии, распространяющей принцип ассоциации на все психические явления. Однако в большинстве случаев теории ассоциативной психологии представляют собой вариант механистической трактовки психических явлений. Вместе с тем отрицать наличие ассоциативных связей нельзя. Научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову, ассоциации – не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. В настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной и единственный её механизм. 

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Основы заложил немецкий психолог Г. Эббингауз. С помощью приема “заучивание бессмысленных слогов” Эббингауз вывел основные кривые заучивания и забывания, и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций.

Другой немецкий известный ученый Г.Э. Мюллер осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. 

На смену ассоциативной теории пришла гештальттеория, исходным понятием которой была не ассоциация, а изначальная, целостная организация предмета или явления – гештальт. По мнению сторонников гештальта процессы памяти определяются именно его формированием. Основной постулат данного направления говорит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. 

Постулат гештальта: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, “закон группировки”, “закон отношения” (фигура/фон).

Принципы гештальта

Свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. 
Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе. 
Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. 
Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму. 
Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое. 
Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений! 

Программа изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов) получила название гештальтпсихология.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Несмотря на определенные успехи, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на важные вопросы исследования памяти и, в частности, на вопрос о её происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и другие направления в психологии, как бихевиоризм и психоанализ. Заслугой бихевиоризма явилось подчеркивание роли подкрепления в запоминании материала, а заслугой психоанализа – выявление роли эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. 

Особое место в изучении памяти занимает проблема исследования высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого. 

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память. 

В изучении памяти остается много нерешенных вопросов, хотя психология располагает обширным материалом по этой проблеме. Подходы к изучению процессов памяти можно рассматривать на разных уровнях: психологическом, физиологическом, нейронном, биохимическом. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в её основе.