Section outline

    • Скрыто от студентов

      Найти в системе интернет описание (фильм) о лаборатории ИФА и ПЦР, оцените правильность описания лабораторий и составте схемы и этапы исследований в этих лабораториях, начиная с объекта и цели исследования.

    • Раскройте содержание вопроса - цель и задачи иммунокоррекции. Покажите, что иммуностимуляторы путем избирательного действия на отдельные этапы иммунного ответа вызывают активизацию процессов: или связывания и отработки антигенного материала, или созревания иммунокомпетентных клеток, или усиления их функциональных свойств, а также действуют на различные регуляторные механизмы (гормональные и медиаторные). Сформулируйте принципы иммунокоррекции (назначения иммуномодулирующих средств). Дайте определения адъювантам (adjuvant - помогающий, полезный). Охарактеризуйте механизм действия различных групп (их делят на три группы). 

    • 1.              Возбудитель паратуберкулеза (паратуберкулезного энтерита). Опишите биологию возбудителя по предложенному  плану. Укажите распространение, биологические особенности возбудителя, антигенную структуру, приведите схему дифференциации от микобактерий туберкулеза, перечислите методы лабораторных исследований и используемые для профилактики и диагностики биопрепараты.

      2.              Возбудитель актиномикоза. Необходимо отметить в реферате восприимчивость сельскохозяйственных животных и человека, биологию возбудителя, особенности морфологии возбудителя в культуре и патологическом материале, патогенность. Укажите особенности лабораторной диагностики на актиномикоз.

      Самостоятельно разберите диагностические задачи, представте ответы .

      Диагностические задачи на тему «Грамположительные палочки неправильной формы, не образующие спор, аэробные, кислотоустойчивые. Возбудители туберкулеза, паратуберкулезного энтерита, актиномикоза».

      1. В лабораторию поступил материал от вынуждено убитой коровы. При осмотре туши обнаружено поражение лимфатических узлов грудных, легочных. Характерные туберкулы в легких, образующиеся при распаде казеозных масс. Бронхиальные и средостенные лимфатические узлы увеличены, плотные, пронизаны  специфическими узелками – туберкулами,  с признаками творожистого перерождения. При лабораторном исследовании обнаружено. Бактерии кислотоспиртоустойчивые неподвижные, спор не образуют,; окрашиваются по методу Циля—Нельсена в ярко-красный цвет. Культивируются на глицериновых МПА и МПБ, яичных и синтетических средах. Первичный рост наблюдали через 30 дней – колонии шероховатые в виде “тутовая ягода”, цвета слоновой кости, кремовые. Культура патогенна для морских свинок (генерализованная), кроликов (локальная).  ЗАДАНИЕ – 

      1.          Какой предположительный диагноз? 

      2.          Какой материал и как взять на исследование?

      3.          В чем суть окраски по методу Циля- Нильсена? 

      4.          Как обработать патологический материал для исследования и с какой целью это делают?

      5.          Какой предположительно выделен вид бактерии?

      2. В лабораторию поступил труп курицы, возраст 3 года. При осмотре трупа обнаружено серовато-белые и желтовато-серые узелки (туберкулы, бугорки) в кишечнике и в печени. Печень и селезенка увеличены, при гистологических исследованиях в печени обнаружены субмилиарные эпителиоидные туберкулы без некрозов, с незначительными дистрофическими изменениями в эпителиоидных клетках, находящихся в их центре. 

      При лабораторном исследовании обнаружено. В препаратах, окрашенные по Цилю-Нильсену, скопления кислотоустойчивых палочек, окрашенных в красный цвет. На среде Петраньяни растут в виде отдельных круглых влажных, гладких колоний, сливающихся в сплошной золотистожелтый или серовато-белый налет. Встречаются розетковидные или тюрбановидные колонии. Оптимальный рост происходит при температуре 4142°С. Биопробу проводили заражением двух кроликов внутривенно и  двух морских свинок подкожно. Результат  гибель кроликов от сепсиса через 11 дней после заражения, у морских свинок в месте введения культуры развиваются абсцессы.  ЗАДАНИЕ – 

      1.          Какой предположительный диагноз? 

      2.          Какой материал и как взять на исследование?

      3.          В чем суть окраски по методу Циля- Нильсена? 

      4.          Как обработать патологический материал для исследования и с какой целью это делают?

      5.          Какой предположительно выделен вид бактерии?

      3. В лабораторию поступил труп попугая возраст 23 года . При осмотре трупа обнаружено серовато-белые и желтовато-серые узелки (туберкулы, бугорки) в кишечнике и в печени. Печень и селезенка увеличены, при гистологических исследованиях в печени, обнаружены субмилиарные эпителиоидные туберкулы без некрозов, с незначительными дистрофическими изменениями в эпителиоидных клетках, находящихся в их центре. 

      При лабораторном исследовании обнаружено. В препаратах, окрашенные по Цилю-Нильсену, скопления кислотоустойчивых палочек, окрашенных в красный цвет. Культивируются на среде Петраньяни. Оптимальный рост происходит при температуре 37°С, при 41-42°С роста нет. Первичный рост наблюдали через 30 дней – колонии шероховатые в виде “тутовая ягода”, цвета слоновой кости, кремовые. Культура патогенна для морских свинок (генерализованная), кроликов (локальная). 

      ЗАДАНИЕ – 

      1.          Какой предположительный диагноз? 

      2.          Какой материал и как взять на исследование?

      3.          В чем суть окраски по методу Циля- Нильсена? 

      4.          Как обработать патологический материал для исследования, и с какой целью это делают?

      5.          Какой предположительно выделен вид бактерии?


    • Возбудители некробактериоза и копытной гнили.  Данная морфофизиологическая группа представлена семейством Bacteroidaceae, которое объединяет 13 родов. Зоопатогенные виды микроорганизмов входят в роды Bacteroides, Fusobacterium.

      Необходимо раскрыть содержание вопроса – биология возбудителей некробактериоза и копытной гнили B. nordosus и F. necrophorum, общую характеристику, патогенность, токсины, патогенез заболеваний, особенности бактериологической диагностики, иммунитет и биопрепараты, дифференциацию от других бактерий. Нужно представлять восприимчивость животных, ссылаясь на научную литературу, показать  преимущества и недостатки метода лабораторной диагностики.

      Показать в реферате, что без правильного поставленного диагноза (лабораторной диагностики) невозможно осуществлять профилактику и лечение животных при некробактериозе и копытной гнили. В реферате указать значение осуществления необходимых диагностических мероприятий для недопущения возникновения и распространения данных инфекций, методы асептики и антисептики и их применение при работе с возбудителями.

      Самостоятельно разберите диагностические задачи и приложите их решения к реферату.

      Диагностические задачи на тему «Анаэробные грамотрицательные палочки, не образующие спор. Возбудители некробактериоза и копытной гнили овец».

      1.   Составить схему лабораторной диагностики на копытную гниль.

      2.   Составить схему лабораторной диагностики на некробактериоз.

      3.   Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения копытной гнили.

      4.   Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения некробактериоза.

      5.   Составить таблицу дифференциации возбудителя копытной гнили от возбудителя некробактериоза.

      6.   Составить развернутый положительный протокол испытаний на копытную гниль.

      7.   Составить  развернутый положительный протокол испытаний  на некробактериоз.


    • Ерсинии. Возбудитель зооантропонозной чумы. Необходимо раскрыть содержание вопроса – дать характеристику род Yersinia, возбудителей зооантропонозной чумы, псевдотуберкулеза, указать меры предосторожности и техники безопасности при проведении лабораторных исследований. Аргументировано, ссылаясь на научную литературу, дать дифференциацию возбудителя зооантропонозной чумы от иерсиний псевдотуберкулеза. В реферате необходимо привести схему диагностики и решение диагностических задач. При решении диагностических задач и при подготовке реферата особое внимание уделить диагностике зооантропонозной чумы, псевдотуберкулеза, указать методы асептики и антисептики и их применение при работе с микроорганизмами из рода Yersinia. Самостоятельно разберите диагностические задачи и приложите их решения к реферату.

      Диагностические задачи на тему «Ерсинии. Возбудитель зооантропонозной чумы».

      1.      Составить схему лабораторной диагностики на зооантропонозную чуму.

      2.      Составить схему лабораторной диагностики на псевдотуберкулез.

      3.      Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения зооантропонозной чумы.

      4.      Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения псевдотуберкулеза.

      5.      Составить таблицу дифференциации возбудителя зооантропонозной чумы от иерсиний псевдотуберкулеза.

      6.      Составить развернутую положительную экспертизу на зооантропонозную чуму.

      7. Составить развернутую положительную экспертизу на псевдотуберкулез.

      Аэробные, не ферментирующие, грамотрицательные палочки. Возбудители сапа, псевдомоноза, мелиоидоза. Обратите внимание в реферате, что патогенные псевдомонады широко распространены в природе. Патогенными для животных являются: Pseudomonas aeruginosa, Burkholderia mallei, Burkholderia pseudomallei. Необходимо раскрыть содержание - общая характеристика родов псевдомонад и буркольдерий; их роль в патологии человека; биология возбудителей нагноительных процессов. Аргументировано, ссылаясь на научную литературу, представить биологические свойства возбудителя сапа - морфологические, тинкториальные, культуральные и ферментативные, патогенные и антигенные, особенности бактериологической, серологической и аллергической диагностики, иммунитета. Возбудитель мелиоидоза (ложного сапа, болезни Уитмора), укажите биологию возбудителя, лабораторную диагностику, иммунитет, дифференциацию от возбудителя сапа. В реферате необходимо привести общую характеристику возбудителя псевдомоноза норок, необходимо уяснить особенности бактериологической и серологической диагностики, иммунитета, перечислить и охарактеризовать биопрепараты. 

      Самостоятельно разберите диагностические задачи и приложите их решения к реферату.

      Диагностические задачи на тему: «Аэробные, не ферментирующие, грамотрицательные палочки. Возбудители сапа, псевдомоноза, мелиоидоза».

      1. Составить схему лабораторной диагностики на cап.

      2.  Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения сапа.

      3.  Составить таблицу дифференциации возбудителя сапа от мелоидоза.

      4.  Составить развернутый положительный протокол испытаний на сап.

      5.  Составить схему лабораторной диагностики на псевдоманоз. 

      6.  Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения псевдоманоза.

      7.  Составить таблицу дифференциации Pseudomonadaceae aeruginosa от P. fluorescens.

      8.  Составить развернутый положительный протокол испытаний на псевдоманоз.

      9.  Составить схему лабораторной диагностики на мелиоидоз.

      10.         Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения мелиоидоза.

      Составить развернутый положительный протокол испытаний на мелиоидоз.

    • Грамотрицательные бактерии, облигатные внутриклеточные паразиты. Возбудители риккетсиозов и хламидиоза. В реферате необходимо раскрыть следующие вопросы: класификацию порядка Rickettsiales - три семейства: Rickettsiaceae, Bartonellaceae, Anaplasmataceae. Семейство Rickettsiaceae разделено на 3 триба: Rickettsia, Erlichiae и Wolbachiae. Все представители семейства обитают в тканях членистоногих, риккетсии из трибов Rickettsia, Erlichiae приспособились к существованию в клетках человека и других позвоночных (случайный хозяин). К трибу Rickettsia относятся микроорганизмы из родов: Rickettsia, Rochalimea и Coxiella. К трибу Erlichiae относятся микроорганизмы из родов: Erlichiae, Cowdria и Neorickettsia.

      Представители семейства Anaplasmataceae обнаруживаются только в эритроцитах или плазме крови позвоночных. Семейство объединяет 4 рода: Anaplasma, Aegyptianella, Haemobartonella, Eperythrozoon

      Рассмотрите экологию риккетсий, роль насекомых — переносчиков (главные хозяева) в распространении и циркуляции риккетсий в природе. Подробнее остановитесь на биологии возбудителей Кулихорадки, кератоконъюнктивита крупного рогатого скота, коудроза крупного рогатого скота, эрлихиоза собак, анаплазмоза крупного и мелкого рогатого скота, эперитрозоноза овец. 

      Порядок Chlamydiales состоит из одного семейства Chlamydiaceae, включает, в свою очередь, 1 род Chlamydia с 2 видами: C.trachomatis, C.psittaci. Познакомьтесь c биологическими особенностями хламидий, спектром их патогенности и устойчивости. Обратите внимание на циклы размножения микробов. Чем отличаются ретикулярные тельца от элементарных, какие из них обладают инфекционностью? Обратить внимание на методы лабораторной диагностики риккетсиозов и хламидиозов. 

      Уясните иммунитет при риккетсиозах и хламидиозах и средства специфической профилактики.

      Необходимо в реферате показать - знание особенности профилактики, диагностики при инфекциях вызванных риккетсиями и хламидиями. Умение осуществлять и применять необходимые диагностические мероприятия и методы асептики и антисептики при работе с риккетсиями и хламидиями. Самостоятельно разберите диагностические задачи и приложите их решения к реферату.

      Диагностические задачи на тему «Грамотрицательные бактерии, облигатные внутриклеточные паразиты. Возбудители риккетсиозов и хламидиоза».

      1.Составить схему лабораторной диагностики на Ку-лихорадку.

      2.Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения Ку-лихорадки.

      3.Составить развернутый протокол испытаний на Ку-лихорадку.

      4.Составить схему лабораторной диагностики на кератоконъюнктивит крупного рогатого скота.

      5.Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения кератоконъюнктивита крупного рогатого скота.

      6.Составить развернутый протокол испытаний на кератоконъюнктивит крупного рогатого скота.

      7.Составить схему лабораторной диагностики на коудроз крупного рогатого скота.

      8.Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения коудроза. 

      9. Составить развернутый протокол испытаний на коудроз.

      10.Составить схему лабораторной диагностики на эрлихиоз собак. 

      11.Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения эрлихиоза собак.

      12.Составить развернутый протокол испытаний на эрлихиоз собак.

      13.Составить схему лабораторной диагностики на орнитоз.

      14.Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения орнитоза.

      15.Составить развернутый протокол испытаний на орнитоз.

      16. Составить схему лабораторной диагностики на хламидиоз.

      17.Составить сопроводительную документацию к материалу для исключения хламидиоза. 

      18.Составить развернутый протокол испытаний на хламидиоз.


    • Составляем фотоальбом из микрофотографий, выполненных на лабораторных занятиях по дисциплине. Фотографии должны быть пронумерованы и подписаны. Файл подписываем фамилией и сохраняем в pdf. формате.