Section outline

  • Лекция 4. Образовательная система России

     

    С 1991 года образовательная система России стоит на путях эволюционного развития имеющей главной целью - развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. Основы были заложены в Государственной программе развития образования в России, разрабатываемой с 1992 года.

    Концептуальный уровень в проекте Программы-92 отражали сформулированные стратегические цели и принципы развития. Так, среди целей в числе важнейших были:

     - повысить образовательный уровень населения России в среднем до 14,5 лет к 2006 году, предоставив каждому гражданину страны возможность интеллектуального,  культурного и нравственного развития посредством получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями и знаниями;

    - обеспечить широту и качество образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики. 

    Были сформулированы шесть принципов, которыми следовало руководствоваться при движении к намеченным целям:  

    - принцип саморазвития - децентрализация и демократизация управления, предоставление самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач;

    - принцип качества - обеспечение качества образовательных программ, путем сочетания в них ценности для общества и личности;

    - принцип разнообразия - обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям;

    - принцип единства - обеспечение преемственности в необходимой степени интеграции ступеней образования в рамках системы непрерывного образования;

    - принцип равенства - создание для всех граждан равных возможностей получения любого образования. реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования;

    - принцип эффективности - удовлетворение потребностей регионов, республик в высококвалифицированных трудовых ресурсах с наименьшими затратами.

    Технологический уровень Программы-92 также содержал конкретные меры, сроки их реализации и предполагаемые затраты. В числе мер технологического уровня предлагались такие, как:

    - расширение масштабов образования;

    - диверсификация образовательных программ высшей школы, создание трехуровневой системы высшего образования, предусматривающей различные по характеру и объемам образовательные и профессиональные программы;

    - фундаментализация образовательных программ как основы для подготовки специалистов широкого профиля;

    - построение схемы регионального управления высшего образования и функции каждого ее звена (вуза, региона, федерального центра);

    - создание механизма оценки вуза путем аттестации и аккредитации на базе государственных образовательных стандартов (ГОС);

    - кардинальное расширение самостоятельности вуза в академической, хозяйственной и других сферах.

    Необходимо обратить внимание на тот факт, что многие из предложенных новаций были впоследствии закреплены в Законе РФ "Об образовании", вышедшем в июне 1992 г.
         Данный документ и содержащиеся в нем концептуальные основы преобразуемой образовательной системы в России строго придерживались позиции уважения к традициям и завоеваниям отечественного образования. Принятый Закон провозгласил область образования приоритетной. Закон декларировал, что под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
         Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, а образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    Были определены принципы государственной политики в области образования:

    1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

    3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    5) свобода и плюрализм в образовании;

    6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

    В данном Законе сформулировано понятие система образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

    - преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

    - сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

    - органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

    Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.

    Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

    -  государственными;

    -  муниципальными;

    - негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

    В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений:
         1. Дошкольные: ясли, детские сады.

    2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.

    3. Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования.

    4. Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.

    5. Учреждения дополнительного образования детей, музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества детей и юношества, станции юных техников и пр.

    6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома.

    7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    С учетом потребностей и возможностей личности используются различные формы получения образования:

    В образовательном учреждении:

    - очные;

    - очно-заочные (вечерние);

    - заочные формы.

    В форме семейного образования.

    - Самообразование.

    - Экстерн.

    Вместе с тем, как свидетельствует исторический путь развития образования в 90-х годах, Программа-92 оказалась слишком оптимистичной. На многие ее проекты, такие, как создание национальной системы баз знаний, масштабная информатизация высшей школы и другие, не было выделено средств, и они не были выполнены в указанные сроки.
         Разработчики отечественной образовательной программы в середине 90-х годов настойчиво пытались воплотить в жизнь намеченные преобразования. Так, осенью 1994 года была создана и внесена Правительством Российской Федерации в качестве проекта на рассмотрение Государственной Думы Федеральная программа развития образования. Данный документ по сравнению с Программой-92 содержал большее число различных проектов, здесь более детально были проработаны и просчитаны необходимые затраты на его реализацию.

    В Федеральной программе 1994 года был усилен акцент на обеспечение соответствующих социально-экономических условий развития высшей школы, укрепление ее материальной базы и социально-культурной инфраструктуры. На первый план выдвигались проекты интеграции научных исследований и учебного процесса, развития дистанционных форм обучения, реализация инновационных и информационных технологий. Однако ни этот, ни скорректированный впоследствии (1997-1998 гг.) проект Федеральной программы развития образования не был рассмотрен Государственной Думой и практически не профинансирован.

    В качестве краткого итога рассмотрения исторического пути развития и создания системы образования в России необходимо отметить, что в 1994-1999 годах проектом Программы был предусмотрен переход к сбалансированному развитию системы образования в новых политических и социально-экономических условиях. Основные цели указанного этапа заключались в определении и осуществлении комплекса мер, направленных на сохранение системы образования, реализации программы структурно-содержательных преобразований, создании нормативной правовой базы, механизмов изменений и развития системы образования. На этой основе планировалось осуществить дальнейшее всестороннее развитие системы образования. Поставленные цели в полной мере не были реализованы в связи с трудностями экономического и организационного характера.

    Нормативной базой преобразований на начальном этапе стали Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" от 11 июля 1991 г и закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 года). Они в основном соответствовали названным принципам реформирования. В положениях Закона в редакции 1992 года образование было объявлено приоритетной сферой государственных интересов с соответствующим статусом ее работников.

    Декларировалось, что зарплата работников средней школы должна поддерживаться на уровне средней оплаты труда в промышленности, а профессорско-преподавательского состава вузов - вдвое превышать этот уровень.

    Были утверждены демократический государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений, закреплены новые формы собственности в сфере образования. В Законе обоснована правовая база создания негосударственного сектора, установлен порядок лицензирования и государственной аккредитации его учреждений. Аккредитованные учреждения получали право на бюджетное финансирование, размеры которого должны были устанавливаться на основе нормативов в расчете на одного учащегося.

    Редакция 1996 года подтвердила гарантии общедоступности и бесплатности получения образования всех ступеней; отменила конкурсную систему отбора в государственные и муниципальные учреждения для получения среднего полного общего и начального профессионального образования; установила права на внеконкурсный прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инвалидов первой и второй групп при условии успешной сдачи ими вступительных экзаменов.

    В течение 1997-1998 годов проекты концепций реформирования системы образования, которые готовили правительственные комиссии, сменяли один другой, не доходя до утверждения. В них были предусмотрены с разными вариациями следующие новшества: замена постатейного финансирования образовательных учреждений на подушевое с перечислением всех средств непосредственно учреждениям как бюджетополучателям; превращение многих образовательных учреждений (в том числе государственных) в самостоятельные хозяйствующие субъекты (юридические лица); создание условий для эффективного управления переданной образовательным учреждениям собственностью и использования полученных доходов в качестве дополнительного источника финансирования образовательной деятельности; адресная поддержка учащихся и студентов, позволяющая уйти от уравнительной системы распределения стипендий; переход на 12-летнее общее образование.

    Такие нововведения многие чиновники сферы образования и педагоги посчитали чрезмерными и чреватыми негативными социальными последствиями.

    Тогда Совет Федерации предложил выработать национальную доктрину образования, утвердить ее как закон и на ее основе развивать все образовательное законодательство в такой соподчиненности: национальная доктрина, федеральная программа развития образования, закон "Об образовании", конкретизирующие законы, законодательные акты.

    Основными положениями доктрины, по замыслу, должны были стать доступность и бесплатность общего образования (и это не подлежит пересмотру), сохранение единого образовательного пространства России, классификация образования и распределение его по ступеням (дошкольное, начальное, среднее, высшее, послевузовское). При этом предлагалось "затвердить", что высшее образование будет предоставляться бесплатно только исходя из норматива - 170 студентов на 10 тыс населения, а труд учителя оплачиваться из федерального центра. Кроме того, доктрина должна была четко определить роль и место негосударственного образования.

    4 октября 2000 года Правительство РФ утвердило Национальную доктрину образования в России - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

    15 июня 2001 года депутаты Государственной думы РФ обсуждали Программу "Модернизация образования в России", подготовленную Центром стратегических разработок Германа Грефа, предполагающую постепенный переход средней школ на двенадцатилетнее образование, отмену вступительных экзаменов в вузах и введение единого государственного экзамена для выпускников школ. Каждый одиннадцатиклассник (или, может быть, двенадцатиклассник) должен сдать 3 - 5 обязательных экзаменов и еще любое количество экзаменов по выбору. Независимая государственная комиссия проводит все экзамены в форме тестов (сочинение отменяется, так как, по мнению авторов стратегии, трудно найти объективные критерии для его оценки) и по результатам выдает именные сертификаты. Отличники получают сертификат "А", двоечники - "Г", а отличники-победители олимпиад - "А+". В свою очередь каждый вуз будет выставлять собственные требования к сертификатам своих будущих студентов. Те, чьи сертификаты "стоят" меньше, вынуждены будут платить за образование пропорционально их "цене": допустим, имеющий три сертификата "С" будет доплачивать две тысячи долларов в год, а обладатель трех сертификатов "В" - одну тысячу. Право на бесплатное высшее образование будет получать лишь треть студентов, набравших наиболее высокий рейтинг по результатам каждой сессии, остальные должны будут доплачивать за образование опять же в зависимости от рейтинга.

    В июле 2001 года рабочая группа Госсовета по реформе образования подготовила документ "Образовательная политика в России на современном этапе". Документ предусматривает "повышение социального статуса учителя, а также возвращение средней школе статуса государственного образовательного учреждения". Все предполагаемые новации обязательно будут проходить стадию эксперимента. Это первый обобщающий документ, рассматривающий стратегию развития образования на ближайшее десятилетие, подготовленный совместно представителями Госсовета, регионов, общественности и Министерства образования. Стратегия модернизации предусматривает решение трех ключевых задач: достижения доступности, качества и эффективности образования.

    Документ предусматривает проведение модернизации системы образования в три этапа. Первый начинается в 2002 году. Завершить модернизацию системы образования планируется к 2010. В программе учтены как внутрироссийские передовые разработки в области образования, так и международный опыт. Наиболее острая дискуссия разгорелась по поводу целесообразности введения единого государственного экзамена. В итоге, в тексте программы указано лишь о целесообразности экспериментов в различных регионах России по введению единого государственного экзамена. Два других вопроса, по которым сначала разгорелась полемика, рабочая группа решила в докладе не затрагивать. Это - введение 12-летнего обучения и государственных финансовых обязательств. И тот и другой, как отмечают в рабочей группе Госсовета (руководитель С.Катанандов), вызывают в обществе слишком много вопросов, ответы на которые пока найти не удается.

    29 августа 2001 года документ был рассмотрен на заседании Госсовета, после чего его направили президенту РФ В.В.Путину.

    Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

    Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны.

    В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности, поэтому приказом Минобразования России от 11.02.2002 N 393 принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

    Основной задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Концепции определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой должны быть решены следующие приоритетные задачи:

    - обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

    - достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; 

    - формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

    - повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

    - развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

    В Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе развития единого образовательного пространства Европейских стран, провозглашённого Болонской декларацией. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России, а в 2003 году в Берлине Россия присоединилась к этому европейскому процессу.

    Ускорить начавшиеся процессы модернизации Российского образования призван, провозглашённый Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Приоритетный Национальный Проект "Образование" (ПНПО), целью которого является:

    - ускорение процессов модернизации российского образования,

    - обеспечение комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,

    -  достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

    Проект направлен на осуществление системных изменений по основным направлениям развития образования России и призван эффективно содействовать становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

    В 2006 году вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Разработка ФЦПРО связана с окончанием в 2005 году Федеральной программы развития образования 2002 года, а также с укрупнением самой программы за счет ее интеграции с ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» и рядом ведомственных программ. Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г.

    На основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, Министерство образования и науки Российской Федерации организовало работу по формированию современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Проект Модели широко обсуждался на августовских мероприятиях 2008 года.

    2 сентября 2008 года на коллегии МОН РФ о поэтапном внедрении модели на период до 2012 года доложил И.М. Реморенко в своем выступлении «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» .

    11 ноября 2010 на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

    Планируется, что в России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения.

    Согласно программе значительная часть государственных услуг в сфере образования будет предоставляться россиянам в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.

    B стратегической перспективе образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.