Section outline

  • Лекция 1. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики

     

    1. Объект, предмет, методы педагогики.

    2. Задачи, функции педагогики

    3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

     

    1.      Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики


        Педагогические учения зародились в Древней Греции в 5–4 вв. до н. э. как часть философских систем. Само же слово педагогика означает: «пайс» – ребенок, «гогос» – вести за собой. С развитием человечества, изменением государственных систем менялись и педагогические учения, появлялись различные системы воспитания. Менялись представления о целях обучения и воспитания, о педагогических средствах и т. д. Серьезное внимание стало уделяться обучению и воспитанию людей, профессионально занимающихся педагогической деятельностью. «Портрет» учителя, как и требования к его личности, мастерству, тоже прошел большой эволюционный путь. Педагогика оформлялась как научная дисциплина. Этот этап связан с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670).  Является ли педагогика наукой? Для этого выделим признаки науки и сравним их с признаками педагогики. К таким признакам можно отнести следующие:
    1) Возникает из потребностей общества.

    2) Имеет свой предмет исследования.

    3) Обладает собственным категориальным аппаратом.

    4) Имеет свои методы исследования.

    5) Представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы,

     

    Признаки педагогики:

    1) История развития общества предполагает передачу социального опыта (культуры) новым поколениям, выделилась область науки Педагогика как науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

    2) Педагогика имеет свой предмет исследования – воспитание человека как особая функция общества.  

    Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человека и определение на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса.

    Педагогика как наука отвечает на вопросы, что такое педагогический процесс, каковы

    закономерности формирования личности и коллектива, как организовать учебно-воспитательный

    процесс в целях успешного формирования и развития личности.

    3) Педагогика имеет свой категориальный аппарат: к числу основных категорий (фундаментальных понятий) относятся воспитание, обучение, образование, развитие, педагогический факт, педагогическое явление и т. д.

    Воспитание – процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения на основе взаимодействия учителя и учащихся

    в различных видах деятельности.

    Обучение – процесс целенаправленного руководства учебной деятельностью учащихся на основе взаимодействия (сотрудничества) учителя и учащихся (О. С. Гребенюк).

    Образование – процесс и результат воспитания и обучения.

    Развитие личности – направленное закономерное изменение, в результате которого возникает качественно новое состояние личности.

    Понятие «факт» (от лат. сделанное, совершенное) в логике и теории познания рассматривается как реально существующее событие, т. е. то, что произошло на самом деле, основа для выводов и обобщений. Педагогическим фактом можно считать акт общения учителя и учащегося, описание действий учителя или учащегося и т. д.

    Педагогическое явление – это такое взаимодействие между педагогом и учащимися, при котором:

    – оно организовано целенаправленно, с целью что-то изменить в ученике;
    –      предполагается осознанное использование педагогом педагогических средств;

    –    можно говорить и оценивать педагогический результат: что конкретно изменилось в ученике.
    4) Педагогика имеет свои методы исследования, направленные на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Слово метод в буквальном переводе с греческого означает 'путь к чему-либо'. В самом общем значении метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является важнейшим условием получения новых знаний.

    Педагогика – развивающаяся наука, и для решения своих научных проблем она использует как общенаучные, так и свои методы исследования – совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

    Методы исследования можно разделить:

    а) на общенаучные, изучающие человека;

    б) на эмпирические, проводимые как в естественных, так и в специально организованных условиях;

    в) на теоретические.

    Эмпирические методы исследования наиболее разнообразны. К ним можно отнести наблюдение, беседу, интервью, анкетирование, анализ документов, анализ опыта работающих учителей, методы педагогических измерений (рейтинг, регистрация, тестирование и др.).

    К методам изучения в специально измененных условиях относятся педагогический эксперимент, проверка выводов исследования в массовой практике и др. Таким образом, эмпирические исследования устанавливают новые факты и эмпирические зависимости, которые фиксируют общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию объектах и явлениях. На эмпирическом уровне проводится классификация фактов (пример: классификация методов обучения; типы урока, типология неуспевающих учащихся). В качестве примера эмпирической зависимости можно назвать зависимость между работоспособностью и успеваемостью учащихся, между стилем педагогического общения и интереса учащихся к познавательной деятельности.

    Теоретические же исследования предполагают проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Остановимся на основных особенностях некоторых методов педагогического исследования.

    Наблюдение позволяет изучать объект, в естественных условиях, получать конкретные педагогические факты. Оно характеризуется восприятием педагогического процесса в динамике (пример: интерес к занимательным, фактам, прикладным и репродуктивным заданиям, творческой работе; отношение ко всем этим видам в условиях выбора, таким- образом, может определить доминирующий интерес). Наблюдение как метод исследования должен иметь четкую цель (что будем наблюдать); программу (как наблюдать) и разработанные критерии (что и как фиксировать); заранее разработанную методику обработки результатов. Виды наблюдений: скрытое или открытое, выборочное или монографическое; контролируемое, неконтролируемое; естественное, лабораторное.

    Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Беседа как метод исследования должна иметь цель, заранее разработанные вопросы, учитывать психологические тонкости участников, вестись в свободной форме без записи ответов.
    Анкетирование используется для массового обследования. Вопросы анкеты должны быть посильными, однозначными, краткими и ясными; вызывать интерес и желание отвечать; не содержать в скрытом виде какого-либо внушения. Анкеты бывают открытые (требуется развернутый ответ) и закрытые (выбор ответов).

    Педагогический эксперимент – специально организованная поисковая педагогическая деятельность с целью создания нового опыта или проверки выдвинутой гипотезы и т. д. Виды экспериментов:
    – констатирующий (диагностический), имеющий целью исследовать исходное состояние проблемы;
    – созидательно-преобразующий (формирующий), имеющий целью сконструировать и реализовать

    на практике разработанную систему чего-либо;

    – контрольно-проверочный, цель которого – проверить экспериментально разработанную методику или систему, но в других условиях;

    – естественный эксперимент, при котором исследователь не привносит извне, а конструирует привычную деятельность учащихся, изменяя лишь отдельные элементы.

    Теоретические методы. К ним можно отнести изучение и обобщение передового педагогического опыта – теоретическое осмысление положительных результатов мастеров педагогического труда и их опыта.

    Критерии анализа:

    — результативность профессиональной деятельности по сравнению с другими педагогами;

    — оптимальность опыта (за счет каких условий и средств достигается высокий педагогический результат: грамотная организация процесса на основе психолого-педагогических закономерностей, есть ли перегрузка, есть ли отклонения в здоровье и т. д.);

    — целенаправленность опыта (какие цели ставит и реализует педагог);

    — новизна опыта (уровень усовершенствования, уровень изобретательства и т. п.);

    Сравнительный теоретический анализ педагогических идей как метод исследования применяется в процессе историко-педагогических исследований, когда изучается творческое наследие педагогов прошлого.

    5) И, наконец, последний признак педагогики как науки в том, что педагогика имеет собственное содержание: разработанную систему педагогических целей, закономерностей и принципов обучения и воспитания, формы и методы воспитания и обучения.

     

    Связь педагогики с другими науками

    Какие же науки составляют основу практической науки педагогики?
    Прежде всего, педагогика теснейшим образом связана с философией. Эта связь уходит в античную эпоху, когда педагогика, как и другие науки, была частью философских систем. Именно философские науки – этика, логика, эстетика – в наиболее общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания и формирования человека в определенных социально-экономических условиях общества. Вместе с педагогической теорией и практикой они определяют пути и средства нравственного, эстетического и экономического воспитания детей. Как педагогика, так и философия, изучают проблемы теории познания, обе исследуют проблемы формирования мировоззрения, проблемы этики поведения человека и характера взаимоотношений личности и коллектива.

    Педагогика тесно связана с психологией, поскольку в любом педагогическом исследовании обязательно приходится учитывать психологические характеристики объекта педагогических воздействий, каким является обучаемый и воспитываемый человек. Обе рассматривают проблемы развития личности и особенностей его деятельности. И педагогика, и психология в отображении педагогической действительности пользуются многими общими для обеих наук понятиями: деятельность, человек, субъект деятельности, структура личности и т. д. В предмете психологии деятельность обучения, например, выступает как элемент связи сознания, деятельности и субъективно-личностных образований.

    Педагогика связана с социологией: обе изучают проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы социализации личности, семьи, быта; вопросы влияния социально-экономических условий, среды на развитие и воспитание человека, влияние различных социальных групп и воспитательных институтов на воспитание детей (школы, семьи, воспитательных учреждений).

    У педагогики есть тесные связи с физиологией, с которой объединяют проблемы развития, органов чувств; опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистой и дыхательной систем; особенности нервной системы, без знания которых невозможно работать учителю; а также поиск механизмов более успешного обучения и воспитания с учетом возраста детей; а также с кибернетикой, проблемами оптимального управления сложными динамическими системами обучения и воспитания, школой, классом, уроком.

     

    Отрасли педагогики

    1) Педагогика школы (дидактика, или теория и общая методика обучения; теория и методика воспитания;  управление,илишколоведение).

    2) Педагогика высшей школы.

    3) Отраслевая педагогика: военная, инженерная, спортивная, медицинская и т.

    4) Специальная педагогика (или компенсаторная). Изучает особенности организации педагогического процесса.

    • сурдопедагогика – с глухонемыми детьми;

    • тифлопедагогика – со слепыми детьми;

    • олигофренопедагогика – с умственно отсталыми детьми.

    5) Социальная педагогика (влияние общества на обучение и воспитание детей), в том числе семейная, досуговая и т. д.

    6) Сравнительная педагогика (изучение педагогических учений других стран).

    7) Дошкольная педагогика.

    8) Андрагогика (образование, обучение и воспитание взрослых).

    9) История педагогики.

     

    Связь педагогической науки и практики

    Представляет интерес вопрос: в какой мере сама теоретическая педагогическая мысль приблизилась к живым сложнейшим явлениям обучения и воспитания и отражает их особую природу, специфику и закономерности? Этот вопрос остается еще весьма актуальным как для педагогов-теоретиков, так и практиков. Одной из причин является преобладание чисто эмпирического видения учебно-воспитательной практики, которое принимает наблюдаемые внешние примеры педагогических явлений за их действительную сущность. Опираясь на теоретический фундамент, знания, закономерности, практические педагогические умения и т. д., можно постичь суть педагогических явлений, формой выражения которых могут быть различные педагогические факты.

    Связь между педагогической наукой и практикой отражает один из принципов методологии педагогики, представляя собой единую систему. Не следует считать, что связи эти прямолинейны. Диалектический подход к проблеме требует содержательного рассмотрения этого единства на материале самой действительности, умения видеть в единстве различия, а в различиях – единство. Для пользования достижений педагогической науки в практической деятельности следует говорить об определении необходимых научных идей. Иначе говоря, приобретенные научные идеи становятся ориентиром для более эффективного осуществления процесса обучения учащихся. О том, что передается не сам опыт, а мысль, выведенная из него, писал еще ранее К. Д. Ушинский. Раскрытие механизма связей педагогической теории и практики должно привести в конечном счете к повышению эффективности педагогических исследований, что в свою очерет позволило бы педагогической науке достоверно представив результаты практической педагогической деятельности, постоянно улучшать и направлять эту  деятельность.

     

    2.      Задачи, функции педагогики

     

    Задачи педагогики: 

    1.    Научное обоснование, развитие систем образования, содержания, обучения, воспитания.

    2.    Исследование сущности структур, функций педагогического процесса.

    3.    Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания.

    4.    Разработка эффективных форм, организации педагогического процесса.

    5.    Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания.

    6.    Исследование деятельности педагога и формирование пути повышения квалификации.

    7.    Разработка методологических проблем педагогики.

    Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:

    1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика;

    2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся;

    3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.

    Классификация педагогических задач:

    1) стратегические задачи;

    2) тактические задачи;

    3) оперативные задачи.

    В содержательном плане педагогические задачи могут быть сведены к следующим задачам:

    1) задачи возбуждения;

    2) задачи предвосхищения;

    3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и коллектива на новый, более высокий уровень развития.

    Важно иметь представление о том, каким должен быть процесс решения педагогических задач (по Л. Ф. Спирину). Он в своем развитии проходит ряд этапов:

    1) анализ педагогической ситуации. Он включает в себя оценку исходных условий педагогических действий, объяснение и предвидение педагогических явлений, выработку и принятие диагностических решений, диагностику индивидуального или группового поступка, диагностику личности и коллектива, прогнозирование результатов обученияи воспитания, возможности трудных ответов учащихся и их ответные реакции;

    2) целеполагание и планирование. Целеполагание направляется анализом имеющихся средств для проверки исходных предположений и достижений результата, проектирование педагогических воздействий;

    3) конструирование и реализация педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает обоснованный выбор различных видов деятельности учащихся, программирование управляющих действий педагога и педагогически целесообразные действия воспитанников;

    4) регулирование и коррегирование. Оценка успешности или неуспешности в реализации педагогического процесса и педагогических действий, их коррекция и переработка осуществляется благодаря регулированию и коррегированию;

    5) итоговый контроль и учет полученных результатов. Решение педагогической задачи заканчивается итоговым учетом и сопоставлением с исходными данными, анализом достижений и недостатков педагогических действий, эффективности методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы.

     

    Функции педагогики

    Теоретическая функция:

    §  изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

    §  выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

    §  проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

    Технологическая функция:

    §  разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

    §  внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

    §  анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

    Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

     
    3. Основные категории педагогики

     

    Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Отечественная наука широко оперирует также общенаучными категориями — такими, как развитие и формирование.

    Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Каждый пришедший в этот мир приобщается к достижениям цивилизации через воспитание.

    Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, жизненесущая река воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей. Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше. Воспитание — двигатель общественного развития.

    Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание — общая и вечная категория.

    Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективную связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь, общество предоставляет возможности для осуществления воспитания. Направленность, объем, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

    В современном обществе создан и действует комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: это семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие воспитания нуждается в сужении и конкретизации. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

    При наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами.

    В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

    В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

    В педагогике, как и в других социальных науках, понятие воспитания часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

    Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учеников. Его цель — усвоение знаний, умений, навыков, формирование навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

    Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

    Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

    Образование — результат обучения — характеризуется констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (цензов).

    В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

    1.                       основное общее образование;

    2.                       среднее (полное) общее образование;

    3.                       начальное профессиональное образование;

    4.                       среднее профессиональное образование;

    5.                       высшее профессиональное образование;

    6.                       послевузовское профессиональное образование.

    В буквальном смысле образование означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование — система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений. В настоящее время огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет овладеть ими полностью даже после очень длительного обучения. Получение образования свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний, умений в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня самостоятельного мышления.

    Главные критерии образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» — большая доля истины.

    В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

    Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности. Получение общего образования завершается пониманием основных закономерностей развития процессов в окружающем мире, приобретением учебных и трудовых умений, разнообразных практических навыков. Объем и направленность общего образования регулируются государством, во многих развитых странах общее образование (оно же среднее) обязательно.

    Профессиональное образование вооружает знаниями, умениями и навыками в определенной профессиональной области. В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях (ПТУ, СПТУ, ТУ, школах мастеров) готовят рабочих, в средних и высших профессиональных учебных заведениях — специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

    Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вооружает навыками обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в повседневной жизни

    Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между педагогом и обучаемым в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности обучаемого. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя.  Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности в познании, игре, труде, общении, его влияние проникает в «ядро» личностных отношений участников. Педагогическое взаимодействие может исследоваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитатательные воздействия в конкретном обществе).  Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник.  Для взрослого участие в педагогическом взаимодействии связано с моральными трудностями, т к в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться своим возрастным или профессиональным преимуществом и свести общение к авторитарному воздействию.

    Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания человека.

    Педагогическая технология - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основы, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников.

    Педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д..

    Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

    В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие, например, задачи:

    §    структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;

    §    преобразование содержания образования в учебный материал;

    §    анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

    §    выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

    §    анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

    В педагогическом процессе могут возникать и создаваться различные ситуации. Педагогическая ситуация – это: совокупность условий и обязательств, возникающих спонтанно в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося;

    кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

    Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности и подготовку её к жизни в современных социокультурных условиях.

    В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами. Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить еще и методическую работу.

    Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина определила структуру деятельности учителя. В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов:

    1) гностический;

    2) проектировочный;

    3) конструктивный;

    4) организаторский  и

    5) коммуникативный.

    1. Гностический компонент (от греч. гнозис—познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и  о знании  способов педагогической коммуникации, психологических особеннос­тей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятель­ности).

    2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспектив­ных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их до­стижения.

    3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педаго­гом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних це­лей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

    4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной дея­тельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Ак­цент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической дея­тельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и об­разовательных) целей.

    5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.