4.2 Сущность и виды планирования
2. Сущность и виды планирования
Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.
Планирование – это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия.
Планированием прокладывается курс, по которому организация будет идти, чтобы достичь цели.
Римский философ Сенека сказал: «Когда не знаешь, какая гавань тебе нужна, любой ветер будет попутным».
Процесс планирования включает этапы:
· выработка общих целей предприятия;
· детализация и конкретизация целей;
· определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
· контроль за достижением целей.
При планировании производства необходимо придерживаться определенных принципов.
Принцип единства. Поскольку организация – это целостная система, то все составные части системы должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации.
Принцип участия. Процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает.
Принцип непрерывности. Процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано такими объективными обстоятельствами, как неопределенность внешней среды и частые ее изменения.
Принцип гибкости. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяющимися условиями деятельности организации.
Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна.
В зависимости от того или иного признака выделяются различные виды планирования:
- по степени охвата:
· общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;
· частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности;
- по содержанию планирования:
· стратегическое (поиск новых возможностей);
· тактическое (создание определенных предпосылок);
· оперативное (реализация возможностей);
- по предмету планирования:
· целевое планирование (определение целей);
· планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансы);
· программное планирование (планирование программ производства и сбыта);
· планирование действий (специальные продажи);
- по сферам функционирования:
· планирование производства;
· планирование сбыта;
· планирование персонала;
· расширенное общее планирование;
- по срокам:
· краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);
· среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);
· долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет);
с точки зрения структуры управления:
· общее планирование предприятия;
· планирование места строительства предприятия;
· планирование сфер деятельности;
· планирование работы подразделений фирмы;
- по возможности изменения планов:
· жесткое планирование;
· гибкое планирование.