Сущность лидерства.

По мере стабилизации экономики, формирования новой системы ценностей повышения  ответственности перед потребителями, обществом и своими сотрудниками, приходит понимание того, что менеджер – это прежде всего лидер, человек, нацеленный на положительный результат. Стать лидером можно, имея высокую профессиональную подготовку и практический опыт, а также учитывая веяния времени.

 Сегодня быть просто хорошим руководителем  для современной организации мало. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от остальных главным образом динамичным развитием и эффективным руководством. Поэтому только люди, которые развили в себе лидерские качества, умение влиять на других, становятся успешными руководителями. Изучение лидерских качеств начал Ф.Тейлор. Однако до сих не существует полного  согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

 В любой группе есть лидер.  Он может быть назначен или избран коллективом, а может и не занимать официального положения, но фактически руководить коллективом. Руководитель, как правило, назначается официально, а лидер выдвигается «снизу».   Процесс влияния на людей  с позиции  занимаемой в организации руководящей должности называется формальным лидерством.  Таким образом должность директора

открывает дорогу к лидерству. Однако, в своем влиянии на людей директор не может полагаться  только на занимаемую должность. Таким образом, человек, занимающий высокую должность не может автоматически стать лидером в организации, так как лидерство в значительной мере свойственна неформальная основа.

Неформальный лидер – это член коллектива, собирающий относительно большее число голосов при любой ситуации выбора. Функции  неформального лидера сводятся к двум основным:

·        Во-первых, он устанавливает доброжелательность, ответственность, взаимопонимание или , наоборот, способствует возникновению агрессивности и обособленности группы;

·        Во-вторых, установив нормы, цели, традиции группы, неформальный лидер мотивирует поведение каждого ее члена, следовать эталонам группового поведения.

Административные выговоры, приказы, беседы, оказывают  более слабое действие на поведение членов группы, чем один жест неформального лидера.  Надо помнить, что коллектив не всегда в состоянии оказать безграничное влияние на весь коллектив, порой если малая группа оценивает поступок его члена  иначе, то все попытки морального воздействия тут не действуют.

Руководство – это процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем, а лидерство – процесс внутренней социально-психологической  самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов коллектива за счет индивидуальной инициативы участников. С руководством связаны правовые и административные функции единоначалия, с лидерством связано психологическое влияние данного лица на членов группы.

 С точки зрения  групповых целей лидерство может быть как позитивным, так и негативным.

Деловой (инструментальный) лидер – это член группы, который берет на себя инициативу в решении проблемной ситуации,  в соответствии с групповыми целями и обладает соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.

Эмоциональный лидер – это член группы, который берет на себя функцию регуляции группового настроения в проблемных ситуациях. В позитивном плане эмоциональный лидер стремиться предупредить и  уладить конфликт, сгладить и разрешить эмоциональное напряжение.

При негативном положении лидер может стать зачинщиком паники, недовольства группы. Лидер выполняет определенные функции:

·        Распределение ролей, обязанностей, заданий;

·        Контроль поведения каждого члена группы;

·        Планирование действий и средств;

·        Представление коллективных интересов, воли и желаний;

·        Функции арбитра ( выступает как судья, защитник или утешитель);

·        Функция эталона (модель поведения для остальных членов);

·        Функция носителя ответственности;

·        Функция носителя групповой вины ( иногда называют его козлом отпущения).

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением.  Лидер ведет своих последователей за собой.

Почему человек становится лидером? Потому, что ему присущи притягательные психологические качества:

·        Уверенность в себе;

·        Острый и гибкий ум;

·        Компетентность – знание своего дела;

·        Сильная воля;

·        Умение понять особенности психологии людей;

·                                    Организаторские способности.

                    Лидером становится человек, который при возникновении ситуации проявляет качества, способности, опыт, необходимые для оптимального решения возникшей ситуации. Поэтому в разных ситуациях группа выдвигает разных лидеров. Таким образом, лидером может стать только тот , кто способен привести группу к разрешению ситуации, проблемы. Кто имеет личные качества, необходимые для решения ситуации. Поэтому лидер для одной группы, может и не быть лидером для другой, имеющей другие ценности, другие ожидания и требования.

С   точки зрения масштабности решаемых задач выделяют следующие типы лидерства:

1.     Бытовой  (в школьных и студенческих группах, в семье);

2.     Социальный ( на производстве, в общественных организациях);

3.     Политический ( государственные, общественные деятели).

  Таким образом, лидер быстро и правильно оценивает ситуацию, правильно рассчитывает  сроки, ,находит эффективные пути и средства решения задач.

 



Последнее изменение: пятница, 1 апреля 2022, 18:02