5.1. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла.
Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла.
Любая организация зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает, прекращает свое существование. Некоторые из них существуют долго, в тоже время ежедневно сотни организаций ликвидируются. Менеджер должен знать, на каком этапе развития находится его организация и оценивать на сколько стиль его работы соответствует этому этапу. Под жизненным циклом организации понимаются ее изменения при взаимодействии с окружающей средой. Существуют определенные этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного из них к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Различают четыре главные стадии жизненного цикла организации:
1. Фирма расширяет свои операции и накапливает ресурсы;
2. Происходит рационализация ресурсов, дальнейший рост становится выборочным, по мере появления необходимости в повышении эффективности;
3. Начинается экспансия на новые рынки с целью оптимального использования ресурсов;
4. Создаются новые структуры для оптимизации работы и рационального планирования.
Жизненный цикл организации теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции. Он используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы формирования, роста, зрелости и упадка. Например, деление жизненного цикла на временные отрезки предусматривает следующие этапы:
1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели организации еще нечетки, продвижение к следующему этапу требует обеспечения его ресурсами.
2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы, формируется миссия организации. Члены компании затрачивают много времени на развитие и заключение контрактов, демонстрируют высокие обязательства.
3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, упор делается на эффективность и стабильность работы. Возрастает роль высшего звена управления,
4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок. Организационная структура становится более компактной и отработанной.
5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращается спрос на продукцию. Руководители ищут пути удержания рынка и использования новых возможностей. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию
Многочисленные исследования показывают, что организации могут развиваться, перестраиваться и погибать.И в эти периоды стоят совершенно разные задачи и целевые установки.
Так на стадии создания организации руководитель должен:
· Тщательно изучать потребительский спрос на продукцию или услуги;
· Собрать и оценить информацию о деятельности и и намерениях конкурентов, сопоставить с возможностями и ресурсами организации;
· Взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала организации или внести корректировки;
· Изыскать возможности дополнительного привлечения ресурсов за счет внутренних или внешних источников;
· Рационально организовать управленческий процесс и др.
На стадии роста организации задачами руководителя становятся:
1. Решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;
2. Обеспечить баланс между текущей и инновационной деятельностью;
Оптимизация соотношения между централизацией и децентрализаций в управлении, внедрение перспективных структур, информационных технологий и др.
На стадии зрелости руководитель должен:
· Систематически следить за поведением конкурентов и менять свои планы;
· Повышать уровень технологической и конструкторской подготовки производства;
Создавать необходимые условия для поддержки и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд.
На стадии упадка организации происходит централизация управления компанией, а в этих условиях руководитель:
· Рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов;
· Изучает возможности слияния с другими компаниями, сужение номенклатуры производства;
· Приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, устанавливает связи с новыми рынками и поставщиками.