Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла.

Любая организация зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает, прекращает свое существование. Некоторые из них существуют долго,  в  тоже время ежедневно сотни организаций ликвидируются. Менеджер должен знать, на каком этапе развития находится его организация и оценивать на сколько стиль его работы соответствует этому этапу. Под жизненным циклом организации понимаются  ее изменения при взаимодействии с окружающей средой.  Существуют определенные этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного из них к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Различают четыре главные  стадии жизненного цикла организации:

1.     Фирма расширяет свои операции и накапливает ресурсы;

2.     Происходит рационализация ресурсов, дальнейший рост становится выборочным, по мере появления необходимости в повышении эффективности;

3.     Начинается экспансия на новые рынки с целью оптимального использования ресурсов;

4.     Создаются новые структуры для оптимизации работы и рационального  планирования.

Жизненный цикл организации теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции. Он используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы формирования, роста, зрелости и упадка. Например, деление жизненного цикла на временные отрезки предусматривает следующие этапы:

1.     Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели организации еще нечетки, продвижение к следующему этапу требует обеспечения его ресурсами.

2.     Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы, формируется миссия организации. Члены компании затрачивают много времени на развитие и заключение контрактов, демонстрируют высокие обязательства.

3.     Этап формализации и управления.  Структура организации стабилизируется, вводятся правила, упор делается на эффективность и стабильность работы. Возрастает роль высшего звена управления,

4.     Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок. Организационная структура становится более компактной и отработанной.

5.     Этап упадка. В результате конкуренции, сокращается спрос на продукцию. Руководители ищут пути удержания рынка и использования новых возможностей. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию

  Многочисленные исследования показывают, что организации могут развиваться, перестраиваться и погибать.И в эти периоды стоят совершенно разные задачи и целевые установки.

Так на стадии создания организации руководитель должен:

·        Тщательно изучать потребительский спрос на продукцию или услуги;

·        Собрать и оценить информацию о деятельности и и намерениях конкурентов, сопоставить с возможностями и ресурсами организации;

·        Взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала организации или внести корректировки;

·        Изыскать возможности дополнительного привлечения ресурсов за счет внутренних или внешних источников;

·        Рационально организовать управленческий процесс и др.

На стадии роста организации задачами руководителя становятся:

1.     Решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;

2.     Обеспечить баланс между текущей и инновационной деятельностью;

Оптимизация  соотношения между централизацией и децентрализаций в управлении, внедрение перспективных структур, информационных технологий и др.

        На стадии зрелости руководитель должен:

·        Систематически следить за поведением конкурентов и менять свои планы;

·        Повышать уровень технологической и конструкторской подготовки производства;

Создавать необходимые условия для поддержки  и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд.

На стадии упадка организации  происходит централизация управления компанией, а в этих условиях руководитель:

·        Рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов;

·        Изучает возможности слияния с другими компаниями, сужение номенклатуры производства;

·        Приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, устанавливает связи с новыми рынками и поставщиками.


Последнее изменение: пятница, 1 апреля 2022, 16:51