Виды организаций в рыночной экономике.

При переходе к рыночной экономике вид организации в основном зависит от формы собственности [9,14]. В России могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, муниципальной и частной собственности. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственного и муниципального управления и гражданами регламентируются законодательством [1,2].

В условиях рыночной экономики предприятие является самостоятельным субъектом хозяйствования. Предприятие создается для производства продукции в целях удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, продает выпускаемую продукцию и самостоятельно использует полученную прибыль.

Учредительными документами предприятия являются его устав и решение о создании и договор учредителей. В уставе определяются организационно-правовая форма предприятия, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде ликвидации или реорганизации. Формами реорганизации предприятия являются слияние, присоединение, разделение, выделение из прежней структуры или преобразование в иную организационно-правовую форму.

Предприятия различаются по масштабам и характеру организационных проблем. В небольших предприятиях организационные проблемы связаны с разделением работ, установлением ответственности и определением объема контроля. В предприятиях среднего размера больше используются функциональные организации, рационализация штата и координация. У больших организаций возникают проблемы децентрализации, сбалансирования усилий различных подразделений по мере роста предприятий. Степень вовлечения предприятий в рыночные формы хозяйствования во многом зависит от их удовлетворения запросов потребителя и производства конкурентоспособной продукции [9].

Организации малых предприятий

В последние годы в России начали появляться малые предприятия, как наиболее динамичные и достаточно эффективные формы предпринимательской деятельности. Для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые), используется предельная численность персонала, занятого в данной отрасли хозяйства. В частности, для предприятий малого бизнеса, эта величина изменяется от 30 до 100 человек в зависимости от отрасли.

Для малых предприятий характерна финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура, способность к быстрой перестройке хозяйственных подразделений. Эти предприятия создают благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации. Они способны активизировать структурную перестройку экономики, представить дополнительные рабочие места, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, расширить поле конкуренции.

Довольно часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. Руководитель самостоятельно решает основные проблемы, стоящие перед организацией. Такие предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании. Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. Появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям.

Малое предпринимательство сглаживает колебания экономической конъюнктуры, обеспечивая особый механизм уравновешивания спроса и предложения. Оно развивает конкуренцию, создает условия для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия коллектива.

Малое предпринимательство обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации.

В целях развития малого предпринимательства для привлечения ресурсов крупных предприятий часто используют систему контрактных отношений крупных и малых предприятий - фрайчазинг, получившую широкое распространение в торговле и сфере услуг и дающую значительный экономический эффект. Крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.п. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.

Для развития малого исследовательского бизнеса появляются венчурные предприятия, для которых разрабатываются специальные программы. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финансирования. Программа помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государственного финансирования научно-технического прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков. Венчурное финансирование осуществляется крупными корпорациями. Дальнейшее расширение мер производственно-технической поддержки малых предприятий согласовывается с государственными программами.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, действующим с начала 1995 года, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в различных формах: коммерческих и некоммерческих.



Последнее изменение: среда, 30 марта 2022, 16:51