Группа и групповое поведение в организации

     Понимание того, что работая в группе, человек действует совсем не так, как в одиночку, пришло только в 30- 40 годы ХХ столетия. Хотя уже давно было обнаружено, что поведение совокупности людей существенно отличается от их поведения по рознь.  Группа думает, чувствует и действует вполне отлично от того, как бы вели себя ее члены в одиночку.

 

    Многие проблемы и парадоксы поведения человека на рабочем месте связаны с эффектом группы.

Например, современный труд имеет  коллективный характер, а система вознаграждения в основном индивидуальна.

Другой пример – явное, но обыкновенное противоречие между интересами отдельного работника и бригады, коллективом предприятия. ( Так,  Форд,  хорошо понимал, что групповой эффект , ведет к резкому снижению  эффективности его системы, умышленно стремился снизить эффект группы путем выдачи индивидуального задания и индивидуального вознаграждения. Но групповая работа может давать и дает существенный эффект.)

 

Особенности групповой работы

 

Индивидуальная работа

Групповая работа

Каждый работник заботится о себе. Обычно люди не выходят за рамки своих  обязанностей, чтобы помочь другим

Люди помогают друг другу, не дожидаясь приказов оказать помощь, даже когда данная задача  не входит в круг их обязанностей

Различные части организации имеют разные цели. Внутри организации часто возникает разрушительная конкуренция

Различные части организации хорошо сотрудничают. У всех есть общее понимание того, чего пытается добиться организация в целом

Лишь немногие люди могут сформулировать ценности, которые лежат в основе принятия решений

Каждый работник может сформулировать ценности организации и как эти ценности используют для принятия решений

Ценности, если они вообще существуют, касаются только прибыли

Организация ценит групповую работу, участие, новаторство и качество, так же высоко как и прибыль

 

  Группа была и остается предметом исследования различных русских и зарубежных специалистов. Каждый работник должен выполнять свою функцию и объединять усилия с другими в достижении общих результатов. Это обеспечивает  благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.

 Организация призвана и заинтересована упорядочить сопровождающий совместный труд -хаос, образуя скелет, структуру, способствующую формированию предсказуемых взаимоотношений между индивидами, технологиями, рабочими заданиями и ресурсами. И всякий раз, когда возникает потребность объединения усилий людей, положительные результаты их деятельности могут быть достигнуты только посредством той или иной формы организации.

 

 Первый , кто затронул вопрос изучения малых групп, была Мери Паркет Фоллет. Труды «Новое государство» и «Творческий опыт».

Для Тейлора основным объектом анализа является индивид, и именно на этой основе он выстраивал свою теорию организации.  Фоллет начинала анализ с организации и заканчивала индивидом. Она настаивала на том,  что рабочие должны играть активную роль в управлении производством, подобную той роли, которую играют, в обществе активные граждане.   Фоллет соединила научный менеджмент, разработанный Тейлором, с новой социальной психологией 20-х годовХХ в  вследствие чего улучшение человеческих отношений в производственной сфере стало основным  предметом заботы современного менеджмента.

   

Следующим человеком, внесшим свой вклад в изучение групп,  был Элтон Мэйо (1880-1949),австралийский консультант и профессор Школы бизнес Гарвардского университета. Он исследовал неформальные группы людей. Он делал упор на значимость социально-психологического фактора – мотивации.

 

История исследования групп в социальной психологии принадлежит американскому психологу Триплету ( 1887).

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит Н. Левину. Он одним из первых изучал феномен социальной власти (влияние) , внутригрупповые конфликты , динамику групповой жизни.   В России Бехтерев, Залужский тоже изучали малые группы – 1904 -1905 гг.  В 30 – 40 годы – Макаренко.

    

Командный менеджмент - это способы взаимной мобилизации, когда в коллективе вы добиваетесь существенно большего  по сравнению с тем, что смогли бы сделать, действуя в одиночку. В каких ситуациях предпочтительнее работа в одиночку или в группах, а в каких – в командах.

    Формирование групп и их структуры.

       Группа – это союз двух или более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели. Группы могут быть формальными и неформальными.

      Формальные группы – это те, которые предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Среди формальных  групп выделяют группы функционирующие на относительно постоянной основе (это бригады, фермы, отделения..), например  менеджер и его подчиненные и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных работ.

      Неформальные группы  создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Например, группы сотрудников окончивших одно учебное заведение, объединившихся для проведения отпуска (рыбалки), пикника, охоты…

   Основные виды групп:

      Большие группы – социальные общности людей в масштабах всего общества ( страны) и выделенные на основе различных типов, социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов.  К ним относятся, классы, нации, общественные организации, возрастные группы.

      Малые группы  ( от 2-3 до 20-30 чел)– это два лица и более объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

     Производственные группы- группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно, выполняющие конкретное производственное задание.

     Целевые (проектные) группы – группы созданные для достижения определенной  цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.

     Функциональные группы – ориентированы на долговременное выполнение определенной функции.

Группы созданные по интересам и на основе дружбы – объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностью неформальных групп.

     Постоянные группы решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей: придают организации устойчивость.

     Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач. Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.

     Высокоразвитые группы – давно созданные группы, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений, высокая сплоченность и т д

     Слаборазвитые группы – группы, которые характеризуются недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Иначе их называют диффузными.

      

Зная, что в группе значительно выше результаты, мы должны  знать факторы группового поведения:

1.                профессиональная сработанность группы, формируется в результате совместной работы и проявляется в нормах взаимной заменяемости, дополнения, ответственности и др.

2.                морально-психологическая сплоченность проявляется в взаимопомощи и взаимоподдержки в ходе выполнения работ и взаимоотношений

3.                межличностная совместимость – психологическая готовность работников сотрудничать друг с другом;

4.                целеустремленность и демократичность. Задаются как правило руководителем. А может быть принята на общем собрании т.е. путем голосования – демократическим путем, исходить из предложений группы.

5.                продуктивность и удовлетворенность результатами труда. Это показатель того. насколько воплотились задумки в практические дела, насколько члены удовлетворены ее результатами.  

 

Факторы успешной трудовой деятельности коллектива, такие как:

·                   квалификационный потенциал

·                   степень взаимодействия с другими группами

·                   половозрастной состав

·                   настроенность работников на конечный результат и др.

Задача руководителя познать их и применять в своей практической деятельности.                  

     Современная бизнес-среда характеризуется определенной сложностью. Решение возникающих в организации проблем требует сегодня участия сотрудников, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, производства. Развитие групповых форм работы в этих условиях позволяет объединить для достижения целей организации специфические знания и опыт сотрудников. То есть создать команду.

    Команда – основа организации. Можно охарактеризовать команду, как определенную группу. Однако, команда больше чем группа. Команда состоит из 2-х или более человек, создается по задумке его руководителя и исходя из целей, задач или каких-то ситуаций.

                   

 

 3. Методы изучения и анализа взаимоотношений в группе.

 

Для изучения психологического климата в коллективе могут быть использованы различные методы в зависимости от целей и поставленных задач перед исследователями. Одним из самых распространенных методов является

·                                                                                                               Метод опроса. Он проводится в форме интервьюирования (беседы) и анкетирования. Для этого заранее готовятся интересующие Вас вопросы, формируется группа работников и проводится анкетирование, беседы, встречи и т.д.

·                                                                                                               Графический метод. Изображение взаимосвязей в группе может быть представлено социограммой, где цифрами обозначены конкретные люди в кружочках.

Положительный выбор отражает сплошную стрелку,

отрицательный – пунктирную.

 

 

Социограмма строится  по результатам опроса и является ее наглядным изображением. Анализ социограммы позволяет получить количественную оценку сплоченности коллектива, оценить статус каждого, выявить неформальные группы и наметить пути улучшения взаимоотношений в коллективе.

 

Социометрические индексы рассчитываются по формулам.

Положительный статус члена коллектива:

 

П   = + В / Н-1

 

Где + В – число положительных выборов, предпочтений

       Н – количество членов коллектива

 

Отрицательный статус члена коллектива:

 

П   = - В / Н-1

Где - В – число отрицательных выборов, предпочтений

 

 

Коэффициент сплочённости коллектива рассчитывается:

 

КС =  +В / К

 

Где К – общее число взаимосвязей в коллективе

 

К  =  Н (Н – 1)

 

·                                                                                                               Метод полярных профилей. Проводится оценка компетентности, организаторских, деловых, морально-этических и др качеств членов коллектива. Процедура состоит в заполнении специальных карточек, например:

                                 

Карточка оценки полярных профилей индивида

Качества

Оценки ( 5,4,3,2,1)

Полярные качества

Компетентность

 

Некомпетентность

Хорошие организаторские качества

 

Плохие организаторские  качества

Деловитость

 

Отсутствие деловитости

Высокие моральные качества

 

Низкие моральные качества

Высокая работоспособность

 

Низкая работоспособность

Политическая культура

 

Политическое бескультурье

………………..

 

…………………

 

Подсчёт среднего балла для групповой оценки качества каждого члена коллектива рассчитывают по формуле :

 

Ми = ∑ми / н

 

∑ми – сумма оценок отдельного качества индивида

 н -  число оценок данного качества.

 

На основе оценок можно представить мнение коллектива после соответствующей обработке полученных данных.

 

Метод групповых оценок. Также разрабатываются вопросы, устанавливаются оценки.

 

Качества

Оценки 5,4,3,2,1,0

Сплочённость

 

ТреВбовательность

 

заимоуважение

 

 

После заполнения анкеты всеми членами группы общегрупповая оценка отдельного качества выводится по формуле:

 

Q = ∑ V / ∑ Vt = ∑ Vn / Vt

 

Q – индекс групповой оценки качества

V –оценка в баллах отдельного ответа по данному вопросу

V – сумма баллов полученная по данному вопросу в группе в целом

n – число ответивших на данный вопрос членов группы

Vt – максимальный балл данной оценочной шкалы

Vt – максимальное для данной группы количество баллов

 

   На основе проведенного опроса и обработки материала руководитель разрабатывает стратегию и тактику своего поведения. Вырабатывает направления работы  коллективом.

 

 


Последнее изменение: суббота, 26 марта 2022, 10:57