8.1. Понятие "Группа". Воздействие группы на отдельного работника и на всю организацию.
Группа и групповое поведение в организации
Понимание того, что работая в группе, человек действует совсем не так, как в одиночку, пришло только в 30- 40 годы ХХ столетия. Хотя уже давно было обнаружено, что поведение совокупности людей существенно отличается от их поведения по рознь. Группа думает, чувствует и действует вполне отлично от того, как бы вели себя ее члены в одиночку.
Многие проблемы и парадоксы поведения человека на рабочем месте связаны с эффектом группы.
Например, современный труд имеет коллективный характер, а система вознаграждения в основном индивидуальна.
Другой пример – явное, но обыкновенное противоречие между интересами отдельного работника и бригады, коллективом предприятия. ( Так, Форд, хорошо понимал, что групповой эффект , ведет к резкому снижению эффективности его системы, умышленно стремился снизить эффект группы путем выдачи индивидуального задания и индивидуального вознаграждения. Но групповая работа может давать и дает существенный эффект.)
Особенности групповой работы
Индивидуальная работа |
Групповая работа |
Каждый работник заботится о себе. Обычно люди не выходят за рамки своих обязанностей, чтобы помочь другим |
Люди помогают друг другу, не дожидаясь приказов оказать помощь, даже когда данная задача не входит в круг их обязанностей |
Различные части организации имеют разные цели. Внутри организации часто возникает разрушительная конкуренция |
Различные части организации хорошо сотрудничают. У всех есть общее понимание того, чего пытается добиться организация в целом |
Лишь немногие люди могут сформулировать ценности, которые лежат в основе принятия решений |
Каждый работник может сформулировать ценности организации и как эти ценности используют для принятия решений |
Ценности, если они вообще существуют, касаются только прибыли |
Организация ценит групповую работу, участие, новаторство и качество, так же высоко как и прибыль |
Группа была и остается предметом исследования различных русских и зарубежных специалистов. Каждый работник должен выполнять свою функцию и объединять усилия с другими в достижении общих результатов. Это обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.
Организация призвана и заинтересована упорядочить сопровождающий совместный труд -хаос, образуя скелет, структуру, способствующую формированию предсказуемых взаимоотношений между индивидами, технологиями, рабочими заданиями и ресурсами. И всякий раз, когда возникает потребность объединения усилий людей, положительные результаты их деятельности могут быть достигнуты только посредством той или иной формы организации.
Первый , кто затронул вопрос изучения малых групп, была Мери Паркет Фоллет. Труды «Новое государство» и «Творческий опыт».
Для Тейлора основным объектом анализа является индивид, и именно на этой основе он выстраивал свою теорию организации. Фоллет начинала анализ с организации и заканчивала индивидом. Она настаивала на том, что рабочие должны играть активную роль в управлении производством, подобную той роли, которую играют, в обществе активные граждане. Фоллет соединила научный менеджмент, разработанный Тейлором, с новой социальной психологией 20-х годовХХ в вследствие чего улучшение человеческих отношений в производственной сфере стало основным предметом заботы современного менеджмента.
Следующим человеком, внесшим свой вклад в изучение групп, был Элтон Мэйо (1880-1949),австралийский консультант и профессор Школы бизнес Гарвардского университета. Он исследовал неформальные группы людей. Он делал упор на значимость социально-психологического фактора – мотивации.
История исследования групп в социальной психологии принадлежит американскому психологу Триплету ( 1887).
Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит Н. Левину. Он одним из первых изучал феномен социальной власти (влияние) , внутригрупповые конфликты , динамику групповой жизни. В России Бехтерев, Залужский тоже изучали малые группы – 1904 -1905 гг. В 30 – 40 годы – Макаренко.
Командный менеджмент - это способы взаимной мобилизации, когда в коллективе вы добиваетесь существенно большего по сравнению с тем, что смогли бы сделать, действуя в одиночку. В каких ситуациях предпочтительнее работа в одиночку или в группах, а в каких – в командах.
Формирование групп и их структуры.
Группа – это союз двух или более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели. Группы могут быть формальными и неформальными.
Формальные группы – это те, которые предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп выделяют группы функционирующие на относительно постоянной основе (это бригады, фермы, отделения..), например менеджер и его подчиненные и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных работ.
Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Например, группы сотрудников окончивших одно учебное заведение, объединившихся для проведения отпуска (рыбалки), пикника, охоты…
Основные виды групп:
Большие группы – социальные общности людей в масштабах всего общества ( страны) и выделенные на основе различных типов, социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. К ним относятся, классы, нации, общественные организации, возрастные группы.
Малые группы ( от 2-3 до 20-30 чел)– это два лица и более объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.
Производственные группы- группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно, выполняющие конкретное производственное задание.
Целевые (проектные) группы – группы созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.
Функциональные группы – ориентированы на долговременное выполнение определенной функции.
Группы созданные по интересам и на основе дружбы – объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностью неформальных групп.
Постоянные группы решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей: придают организации устойчивость.
Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач. Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.
Высокоразвитые группы – давно созданные группы, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений, высокая сплоченность и т д
Слаборазвитые группы – группы, которые характеризуются недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Иначе их называют диффузными.
Зная, что в группе значительно выше результаты, мы должны знать факторы группового поведения:
1. профессиональная сработанность группы, формируется в результате совместной работы и проявляется в нормах взаимной заменяемости, дополнения, ответственности и др.
2. морально-психологическая сплоченность проявляется в взаимопомощи и взаимоподдержки в ходе выполнения работ и взаимоотношений
3. межличностная совместимость – психологическая готовность работников сотрудничать друг с другом;
4. целеустремленность и демократичность. Задаются как правило руководителем. А может быть принята на общем собрании т.е. путем голосования – демократическим путем, исходить из предложений группы.
5. продуктивность и удовлетворенность результатами труда. Это показатель того. насколько воплотились задумки в практические дела, насколько члены удовлетворены ее результатами.
Факторы успешной трудовой деятельности коллектива, такие как:
· квалификационный потенциал
· степень взаимодействия с другими группами
· половозрастной состав
· настроенность работников на конечный результат и др.
Задача руководителя познать их и применять в своей практической деятельности.
Современная бизнес-среда характеризуется определенной сложностью. Решение возникающих в организации проблем требует сегодня участия сотрудников, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, производства. Развитие групповых форм работы в этих условиях позволяет объединить для достижения целей организации специфические знания и опыт сотрудников. То есть создать команду.
Команда – основа организации. Можно охарактеризовать команду, как определенную группу. Однако, команда больше чем группа. Команда состоит из 2-х или более человек, создается по задумке его руководителя и исходя из целей, задач или каких-то ситуаций.
3. Методы изучения и анализа взаимоотношений в группе.
Для изучения психологического климата в коллективе могут быть использованы различные методы в зависимости от целей и поставленных задач перед исследователями. Одним из самых распространенных методов является
· Метод опроса. Он проводится в форме интервьюирования (беседы) и анкетирования. Для этого заранее готовятся интересующие Вас вопросы, формируется группа работников и проводится анкетирование, беседы, встречи и т.д.
· Графический метод. Изображение взаимосвязей в группе может быть представлено социограммой, где цифрами обозначены конкретные люди в кружочках.
Положительный выбор отражает сплошную стрелку,
отрицательный – пунктирную.
Социограмма строится по результатам опроса и является ее наглядным изображением. Анализ социограммы позволяет получить количественную оценку сплоченности коллектива, оценить статус каждого, выявить неформальные группы и наметить пути улучшения взаимоотношений в коллективе.
Социометрические индексы рассчитываются по формулам.
Положительный статус члена коллектива:
П = + В / Н-1
Где + В – число положительных выборов, предпочтений
Н – количество членов коллектива
Отрицательный статус члена коллектива:
П = - В / Н-1
Где - В – число отрицательных выборов, предпочтений
Коэффициент сплочённости коллектива рассчитывается:
КС = +В / К
Где К – общее число взаимосвязей в коллективе
К = Н (Н – 1)
· Метод полярных профилей. Проводится оценка компетентности, организаторских, деловых, морально-этических и др качеств членов коллектива. Процедура состоит в заполнении специальных карточек, например:
Карточка оценки полярных профилей индивида
Качества |
Оценки ( 5,4,3,2,1) |
Полярные качества |
Компетентность |
|
Некомпетентность |
Хорошие организаторские качества |
|
Плохие организаторские качества |
Деловитость |
|
Отсутствие деловитости |
Высокие моральные качества |
|
Низкие моральные качества |
Высокая работоспособность |
|
Низкая работоспособность |
Политическая культура |
|
Политическое бескультурье |
……………….. |
|
………………… |
Подсчёт среднего балла для групповой оценки качества каждого члена коллектива рассчитывают по формуле :
Ми = ∑ми / н
∑ми – сумма оценок отдельного качества индивида
н - число оценок данного качества.
На основе оценок можно представить мнение коллектива после соответствующей обработке полученных данных.
Метод групповых оценок. Также разрабатываются вопросы, устанавливаются оценки.
Качества |
Оценки 5,4,3,2,1,0 |
Сплочённость |
|
ТреВбовательность |
|
заимоуважение |
|
После заполнения анкеты всеми членами группы общегрупповая оценка отдельного качества выводится по формуле:
Q = ∑ V / ∑ Vt = ∑ Vn / Vt
Q – индекс групповой оценки качества
V –оценка в баллах отдельного ответа по данному вопросу
∑ V – сумма баллов полученная по данному вопросу в группе в целом
n – число ответивших на данный вопрос членов группы
Vt – максимальный балл данной оценочной шкалы
∑ Vt – максимальное для данной группы количество баллов
На основе проведенного опроса и обработки материала руководитель разрабатывает стратегию и тактику своего поведения. Вырабатывает направления работы коллективом.