Прочитайте следующий материал и ответьте на вопросы по теме «Теоретические основы написания реферата»:

1. Что мы называем рефератом?

2. Что составляет суть реферата?

3. Какова основная жанровая особенность реферата?

4. В чем состоит лексическая специфика реферата?

5. Каковы синтаксические особенности реферата?

6. Как работать с ключевыми словами и словосочетаниями?

7. Каковы параметры реферата? 

8. Каковы основные требования, предъявляемые к составлению реферата?

9. Из каких частей, как правило, состоит реферат?

10. Каковы план и структура реферата?

11. Каков алгоритм составления реферата?

 

 Теоретические основы написания реферата

Реферирование представляет собой рецептивно-репродуктивную деятельность.

На первом этапе приема информации речевые действия студентов направлены на декодирование иноязычного текста.

Второй этап состоит в смысловой переработке информации. Как продуктивная деятельность реферирование способствует развитию логичности изложения материала и формирует весь необходимый комплекс речевых навыков и умений. Владение техникой реферирования — показатель сформированности умений зрелого чтения. Достаточно быстрая переработка информации оригинала свидетельствует об уровне владения изучаемым языком.

Самостоятельную работу по составлению реферата следует рассматривать как обратную связь, осознание которой студентом и составляет суть самоконтроля.

Основной жанровой особенностью является информативность реферата, которую можно рассматривать как на уровне лексическом, так и синтаксическом.

На лексическом уровне отличительной чертой реферата является наличие в нем большого количества слов с наибольшей семантической нагрузкой, специфической особенностью которых является обобщение содержания целых страниц текста оригинала. В роли таких «ёмких слов» часто выступают термины или терминологические устойчивые сочетания, несущие точную информацию. Многие абстрактные существительные в качестве опорных слов становятся настолько ёмкими по смыслу, что как бы вбирают в себя информацию целых предложений. В языке реферата максимально выражена тенденция к субстантивизации. Она состоит в преобладании существительных над другими частями речи и ослаблении роли глаголов с ослабленной семантикой с общим значением типа «считать», «рассматривать», «описывать», «изображать» и т.д.

Синтаксис реферата характеризуется значительным разнообразием. Материал подается не в развитии, а в статике. Поэтому в тексте реферата преобладают констатирующие сообщения и перечисления, оформленные в составе простых распространенных предложений.

В реферате, как правило, нет обоснования или обсуждения выдвигаемых положений, примеров, сравнений, сносок или ссылок на первоисточники. Точные даты обобщаются в указание периодов, конкретные имена – в наименования научных школ, направлений и т.д.

Информативность реферата гораздо выше, чем в первичном документе. Уплотнение информации достигается путем более ёмких в смысловом отношении языковых средств и исключением избыточных элементов. При реферировании должна как можно шире использоваться способность слов абстрагировать и обобщать смысл, что находит выражение в работе с так называемыми «ключевыми словами и словосочетаниями». Ключевые слова позволяют с предельной краткостью и необходимой полнотой выразить основное содержание первоисточника. Характерными чертами ключевых слов является номинативность (это существительные или словосочетания с существительными), воспроизводимость (эти слова не являются результатом творческого акта со стороны референта, а используются как готовые компоненты текста), постоянство значения и непроницаемость (ключевые сочетания не допускают расширения за счет введения в них новых элементов).

Рефераты, как правило, составляются на наиболее интересные и ценные работы, в которых содержится новый материал, дано новое освещение вопроса и т.д. Существуют разнообразные классификации типов рефератов. По характеру исходного материала они могут подразделяться на монографические и обзорные; по типам организации ключевого материала: реферат-конспект (информативный реферат) и реферат-резюме (индикативный реферат).

Реферат-конспект и реферат-резюме могут использоваться при контроле понимания читаемого.

Реферат-конспект призван дать более полное представление о содержании оригинала, тогда как реферат-резюме содержит лишь краткое резюме и граничит с аннотацией.

При определении параметров реферата и аннотации необходимо исходить из того положения, что пытаться искусственно ограничивать их размеры нецелесообразно. Текст реферата или аннотации может иметь любой объем. Средний объем учебного реферата – от 50 до 100 слов (10-15 предложений).

Основные требования, предъявляемые к рефератам:

1. Требование объективности заключается, прежде всего, в том, что, как отбор материала, подлежащего реферированию, так и изложение сущности работы, объем реферата, степень детализации и т.д., должны определяться теоретическим и практическим значением реферируемого текста, наличием в нем нового, а не личными взглядами, научными интересами и познаниями референта или принадлежностью автора реферируемой работы к той или иной научной школе. Задачей референта является не критическое рецензирование научной работы, а четкая, лаконичная и объективная информация о ее содержании

2. Требование полноты реферата, т.е. правильное отражение существа и содержания реферируемой публикации, соответствующее объему, назначению и характеру работы, точность в передаче ее содержания. Если в оригинале главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

3. Требование единства формы, под которым понимают стиль реферата и его терминологию. Здесь особую важность приобретает соблюдение единства терминов и обозначений.

При обучении реферированию необходимо обратить внимание на следующее:

1. В реферате следует кратко, четко, без искажений и субъективной оценки излагать содержание реферируемого текста. Краткость достигается за счет использования терминологической лексики.

2. В реферате не используются доказательства, рассуждения и исторические экскурсы. Материал подается в форме констатации или описания фактов.

3. Иллюстративный материал (таблицы, схемы, графики, фотографии и рисунки) может быть включен в реферат в том случае, если он не только важен для понимания реферируемого материала, но и отражает основное содержание работы. Все необходимые подписи на графиках и рисунках, включенных в текст реферата, должны быть переведены. На рисунке следует пронумеровать только те позиции, которые упомянуты в реферате.

4. Если в реферируемой публикации содержится представляющая интерес библиография, необходимо указать на это в конце реферата, например: «библ. 6 названий». Аналогично отмечается имеющийся в публикации иллюстративный материал, например: «5 фото, 2 чертежа, 6 рис.».

5. Реферат должен быть написан лаконичным литературным языком. Начинать реферат необходимо с изложения существа дела, без вводных фраз, вроде: «Целью настоящей работы является ...», «Автор в данной статье рассматривает ...». В реферате не должно быть лишних слов, без которых можно обойтись, например, вместо «производится ремонт», следует сказать «ремонтируется» и т.д. Необходимо избегать длинных и сложных предложений.

6. Заглавие реферата может быть представлено в двух вариантах:

а) заглавием служит точный перевод на русский язык заголовка первичного документа.

б) заглавием реферата является смысловой перевод заголовка первичного документа, если этот заголовок неточно или недостаточно полно отражает основное содержание документа. В этом случае заглавие реферата выносится в квадратные скобки. Такое заглавие реферата рекомендуется составлять после того, как полностью уяснена сущность оригинального текста и составлен реферат.

7. Единицы измерения переводятся в Международную систему единиц (СИ). При необходимости, в тексте реферата разрешается приводить (в круглых скобках рядом с измерениями в единицах СИ) значение величины в системе единиц, использованной в первоисточнике.

8. Ссылки в тексте реферата на другие работы даются в следующих случаях: а) когда в первоисточнике обсуждается содержание другого документа; б) когда первичный документ является продолжением ранее опубликованного документа. Ссылки в тексте реферата ставятся в круглые скобки.

Реферат, как правило, включает следующие части:

а) библиографическое описание первичного документа;

б) собственно реферативная часть (текст реферата);

в) справочный аппарат, т.е. дополнительные сведения и примечания.

Библиографическое описание — это совокупность сведений о произведении печати, дающих возможность получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т.д. Основными элементами библиографического описания являются: заглавие; сведения об авторстве; выходные данные: место издания, наименование издательства или издающей организации, год издания. Факультативными элементами являются: количество страниц, наличие иллюстраций.

К справочному аппарату относятся: сведения, дополнительно характеризующие первоисточник: число иллюстраций и таблиц, количество источников в списке использованной литературы; примечания референта, его собственное мнение относительно обозреваемых вопросов (эта часть реферата не является строго обязательной, но если собственное мнение референта четко определено, оно может быть включено в реферат.

 

 

Реферат, независимо от его типа, имеет единую структуру:

1. Предметная рубрика. Здесь указывается область или раздел знания, к которым относится реферируемый материал.

2. Тема реферата, т.е. более узкая предметная соотнесенность источника (совокупность источников, либо тема обзора, проделанного референтом).

3. Выходные данные источника или ряда источников (автор, заглавие, издательство, книга или

журнал, место издания). Все данные приводятся сначала на языке источника, и ниже дается их перевод на русский язык.

4. Главная мысль реферируемого материала. Обычно в самом источнике главная мысль становится ясной лишь после прочтения всего материала.

В реферате же с нее начинается изложение содержания. Она предшествует всем выводам и доказательствам. Последовательность изложения необходима для того, чтобы с самого начала изложения сориентировать читателя относительно основного содержания источника и его перспективной ценности.

Референту необходимо суметь сжато сформулировать главную мысль первоисточника, не внося в нее своих комментариев.

5. Изложение содержания. Содержание реферируемого материала может излагаться в последовательности оригинального текста по главам, разделам, параграфам. Обычно дается формулировка вопроса, приводится вывод по этому вопросу и необходимая цепь доказательств в их логической последовательности. В этом случае, как правило, для обеспечения связности ключевых фрагментов заимствуются соединительные фразы, союзные слова и обороты речи из первоисточника. Но логика изложения в реферате может не совпадать с логикой изложения оригинала. Тогда референт вводит в текст реферата союзные слова и так называемые переходные элементы (например, “но”, “однако” и т.д.), отсутствующие в исходном материале. Иногда переходные элементы выступают не в виде конструктивных элементов, а полнозначных слов и целых предложений. Введение в сокращенный текст отсутствовавших ранее элементов помогает как бы “проявить” смысл,

эксплицировать те мотивы и смысловые отношения, которые в оригинале были имплицированы.

6. Выводы автора по реферируемому материалу. Следует иметь в виду, что иногда выводы автора не вполне соответствуют главной мысли первоисточника, так как могут быть продиктованы факторами, выходящими за пределы излагаемого материала. Но в большинстве случаев выводы автора вытекают из главной мысли источника, поэтому выявление главной мысли помогает понять и выводы автора. Если выводы автора в оригинале отсутствуют, то этот пункт реферата отпадает.

7. Комментарий референта. Этот пункт реферата имеет место лишь в случаях, когда референт является достаточно компетентным по данному вопросу и может внести квалифицированное суждение о реферируемом материале. В комментарий входит критическая характеристика первоисточника, актуальность освещенных в нем вопросов, суждение об эффективности предложенных решений, указания, на кого рассчитан реферируемый материал и кого он может заинтересовать в нашей стране. 

Last modified: Wednesday, 8 April 2020, 5:38 PM