Факторный анализ рентабельности – позволяет выявить факторы, влияющие на каждый из показателей рентабельности; оценить влияние каждого из факторов на общее отклонение рентабельности отчетного периода по сравнению с базовым, наметить направления и разработать мероприятия по повышению рентабельности.

Существуют разные модели для проведения факторного анализа рентабельности. Наиболее популярными и удобными являются модели, основанные на способе цепных подставок.

Рассмотрим методику проведения факторного анализа рентабельности активов. В мировой практике большую популярность при факторном анализе рентабельности имеет формула Дюпона.

Данная методика предполагает следующие этапы анализа:

1.Выявляются факторы, влияющие на рентабельность активов.

РА = ЧП / А = ЧП х В / А х В = В / А х ЧП / В = РА = КОА х РР

где

РА – рентабельность активов

ЧП – чистая прибыль

В – выручка

А - суммарные активы

КОА – коэффициент оборачиваемости активов

РР – рентабельность реализации

КОА = выручка от реализации / валюта баланса

2.Определяется общее изменение рентабельности активов за 2 периода.

ΔРАОБЩ. = РА ОТЧ. – РА БАЗ.

где ΔРАОБЩ – общее изменение рентабельности активов.

3. Определяется влияние каждого фактора на изменение рентабельности активов

а) Δ РА К ОА = (КОА ОТЧ. – КОА БАЗ) х РР БАЗ.

где Δ РА КОА – изменение рентабельности активов за счет фактора оборачиваемости активов.

б) влияние рентабельности реализации на изменение рентабельности активов.

Δ РА РР = (РР ОТЧ. – РР БАЗ) х КОА ОТЧ.

где Δ РА РР - изменение рентабельности активов за счет фактора рентабельности продаж.

4. Определяется совокупное влияние факторов на общее изменение рентабельности активов.

Δ РАОБЩ = ΔРАКОА + Δ РА РР

Для обеспечения роста РА необходимо соблюдение требований «золотого правила экономики», суть которого сводится к достижению опережающих темпов роста показателей прибыли над показателями выручки и стоимости активов.

Для достижения этого предприятию изыскивать резервы снижения себестоимости, управленческих и коммерческих расходов, прочих расходов. Кроме того, важно проводить эффективную ценовую политику, добиваясь роста цен за счет повышения качества продукции. Необходимо обеспечивать эффективное управление активами, тогда при наличии того же имущества предприятие будет добиваться увеличения выручки.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21