5. Оптовая торговля
Реализация товаров и доведение их до потребления осуществляется с помощью оптовой и розничной торговли.
Оптовая торговля – это любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
Оптовик является не конечным потребителем, а посредником, занимающимся реализацией крупных партий товаров.
Производителю предпочтительнее продавать товар крупными партиями ему, а не мелким продавцам. В свою очередь торговым представителям в последующих каналах сбыта целесообразно закупить весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.
В оптовой торговле некоторые товары проходят через несколько каналов товародвижения (например, вначале на региональном уровне, затем - на местном).
Издержки и прибыли оптовой торговли зависят от скорости оборота, стоимости товаров, их функционального назначения и конкуренции.
Наиболее распространенными операциями, выполняемыми оптовиками, являются:
1) Закупки и формирование товарного ассортимента
2) Сбыт и стимулирование
3) Разбивка крупных партий на мелкие
4) Складирование
5) Транспортировка
6) Финансирование своих клиентов и поставщиков
7) Представление информации о рынке
8) Услуги по управлению и консалтинговые услуги
В мировой практике выделяют 4 группы оптовиков:
1) Оптовики-купцы, в эту группу входят:
- Оптовики с полным циклом обслуживания, они предоставляют клиентам полный цикл услуг (хранение товара, предоставление продавцов, кредитование, доставка товара, содействие в области управления), это торговцы оптом, либо дистрибьюторы
- Оптовики с ограниченным циклом обслуживания, они предоставляют поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг.
Оптовики-купцы берут на себя право собственности на товар и определяют условия его реализации. В условиях расширения рыночной деятельности в России появилось достаточно большое количество лиц, выполняющих названные функции.
2) Оптовые отделения и конторы производителей (закупочные конторы, сбытовые отделения и . конторы). Они, не являясь представителями оптовой торговли без привлечения профессиональных оптовиков непосредственно осуществляют связи между продавцами и покупателями. Такая деятельность традиционно осуществляется во многих странах. В нашей стране необходимо ее совершенствовать на новой технической основе.
3) Брокеры и агенты отличаются от оптовиков-купцов по 2-ум параметрам:
· Не берут на себя право собственности на товар и выполняют ограниченные функции, их основная задача – содействовать купле-продаже товаров, за свои услуги они получают комиссионное вознаграждение до 5-10% продажной цены товаров.
· Брокер сводит покупателей с продавцами и помогает им договориться. Брокеры платит тот, кто привлекает его к сотрудничеству. Агент представляет покупателя или продавца на более долговременной основе. На долю брокеров и агентов в развитых странах приходится около 10% общего оптового товарооборота.
4) Разные специализированные оптовики (например, оптовики – скупщики с/х продуктов, оптовые нефтебазы и т.д.).
Оптовые торговцы сами принимают решение о своей работе. Оптовик может выбрать целевую группу клиентов по интересующим его признакам.
В рамках целевой группы оптовик может отдать предпочтение наиболее выгодным для него клиентам, разработать для них заманчивые предложения.
В настоящее время оптовик задумывается над возможностью исполнения различных ассортиментных групп товаров, в большинстве случаев отбираются наиболее выгодные товары, но не берется полный товарный ассортимент.
Значительное внимание уделяется выбору рынка, имеют распространение такие процессы, как диверсификация рынка, так и ориентация на одну тему на рынке.