2. Психология делового общения.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.

В деловом общении предметом общения является дело, определенный вид деятельности, связанный с производством какого-либо продукта. Субъекты общения – сотрудники организации, менеджеры. Они выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют нормы и стандарты поведения людей.

Особенности делового общения следующие:

· партнер в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта;

· общающихся людей отличает взаимопонимание в вопросах дела;

· основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

В межличностном общении существуют психологические закономерности, знание которых облегчает коммуникацию и повышает ее эффективность. К ним можно отнести следующие:

1. Зависимость общения от восприятия партнера. Под восприятием понимается образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

2. Неадекватность самооценки. Она может быть сильно завышена или занижена, в зависимости от психологических особенностей личности.

3. Обусловленность процесса понимания друг друга путем рефлексии.

Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

4. Расщепление смысла передаваемой информации. Причинами этого выступают:

· различные толкования информации, вызванное иносказательными возможностями языка;

· различие в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях обучающихся.

5. Стремление человека сохранить свой личный статус, личную состоятельность, собственное достоинство.

6. Компенсация. Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируются другими.

Конструктивности делового общения часто мешают разнообразные коммуникативные барьеры. К ним относятся:

· социальные барьеры – политические, религиозные и т.д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения;

· этнокультурные барьеры. Национально-культурные особенности сильно влияют на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие у других – как недостаток;

· психологические барьеры – индивидуальные особенности личности (замкнутость, застенчивость, нерешительность, назойливость, вздорность и др.);

· психологические барьеры общающихся (взаимная симпатия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков в общении.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21