2.  Классификация и требования к управленческим решениям.

Используя некоторые признаки, можно классифицировать управленческие решения, выделить их основные виды:

1.  По масштабности (степени охвата) решаемых вопросов можно выделить общие и частные. К общим решениям относятся те, которые касаются всего предприятия. Например, решение коллектива о переходе на новую форму организации производства, о благоустройстве населенного пункта, принятие правил внутреннего трудового распорядка и др. К частным - те, которые затрагивают отдельные стороны или участки производства, группы работников: о распорядке работы подразделения, о получении кредита. Как правило, они между собой связаны. Часто частные решения служат способом конкретизации и доведения до исполнителей общих управленческих решений. Общие решения принимает, как правило, общее собрание, частные решения принимают чаще всего менеджеры, руководители подразделений хозяйства и отдельных его служб.

2.  По продолжительности действия можно выделить долгосрочные (перспективные), среднесрочные (текущие) и краткосрочные (оперативные) решения.

3.  По объекту воздействия различают внешние решения, которые затрагивают отношения данного предприятия с вышестоящими органами, с другими предприятиями и внутренние решения. Внутренние решения касаются различных сторон жизни самого предприятия. Нередко внутренние решения не могут быть реализованы без выполнения определенного круга внешних решений. Например, ремонт техники часто связан с обеспечением запасными частями.

4.   По функциональному характеру различают:

4.1. Планово-экономические. Они связаны с разработкой системы планов (перспективных, оперативных). Сюда относятся решение вопросов нормирования, оплаты труда, реализации продукции, материально-технического снабжения и др.

4.2. Технологические решения касаются организации работы отдельных служб предприятия: экономической, агрономической,  ветеринарной и др.). Они определяют выбор технологии, определяют сроки работ, способы содержания или ремонта техники, механизации производственных процессов.

4.3. Финансовые решения направлены на определение и утверждение смет, составление финансовых балансов, распределение фондов, погашение кредиторской или другой задолженности.

4.4. Административные решения относятся к деятельности аппарата управления и направлены на регламентацию прав и обязанностей должностных лиц, подразделений и их взаимоотношений, поощрение и наказание и др. 

 Чтобы управленческое решение было эффективным оно должно отвечать ряду требований:

1.  Оно должно быть научно обоснованным, компетентным. Когда оно будет таким?

1.1. Когда оно принято на основе достоверной информации о внутреннем состоянии управляемого объекта.

1.2. Когда для выполнения решения имеются все объективные условия.

1.3. Когда решение принято в соответствии с закономерностями, тенденциями развития общества и процессов производства.

1.4. Когда решение вызывается назревшими потребностями общественного развития и способствует прогрессу коллектива и общества и вытекает из конкретных исторических условий.

 Если решение не обосновано научно, если для его осуществления не созрели необходимые, и, прежде всего материальные условия, то оно заведомо будет невыполнимым. Требование научной обоснованности не исключает интуитивных или волевых, субъективных в своей основе решений. Интуиция, основанная на опыте и знаниях руководителя, может оказать хорошую услугу тогда, когда возникает необходимость принять мгновенное решение, когда для сбора информации просто нет времени, что часто бывает в оперативном управлении. Что касается субъективных решений, то хотя они и не желательны и опасны, избегать их полностью не удается.

II. Управленческое решение должно быть полномочным. Оно должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать это решение, облеченным властью или авторитетом. Только власть, подкрепленная соответствующими правовыми нормами, делает решение обязательным. Особенно оно эффективно, когда его принимает руководитель, обладающий и властью и авторитетом.

III. Решение должно быть законным, т.е. соответствовать существующим законам и нормативным актам. Малейшее проявление беззакония противоречит сущности научного управления, делает решение неправомочным, а, следовательно, и необязательным для выполнения.

IV. Непротиворечивость, строгая согласованность во всех без исключения звеньях - еще одно требование к управленческому решению. Оно должно быть точным, ясным, не допускающим никаких разночтений, оно должно быть согласованным с ранее принятыми решениями. Если данное решение не соответствует ранее принятым, то последнее должно быть отменены или дано указание о сроке его действия или процедуры применения. В противном случае исполнители вправе по собственному усмотрению выполнять любое решение.

V. Решение должно быть своевременным, т.е. приниматься с учетом состояния объекта на данном этапе его развития, с учетом требований времени и конкретных условий. Нельзя рассматривать даже самое компетентное решение как догму. Жизнь постоянно меняется, а это значит, что управленческие решения должны быть гибкими, подвижными. Они должны приниматься, когда в них существует настоятельная необходимость и должны отменяться, если не соответствуют духу времени, корректироваться соответствующим изменениям. Запоздалые, равно как и поспешные решения приводят к снижению эффективности деятельности предприятия.

VI. Простота, ясность, строгость формы, логическая последовательность и лаконичность - еще одно требование. Всем известно, что строгость формы и ясность придают решению деловой характер, исключают возможность разночтений, потери или искажению смысла управленческих команд. Вместе с тем, не перевелись еще решения с длинными преамбулами, содержащими прописные истины и ни к чему не обязывающие людей. Много громких слов: обязать, потребовать, принять к сведению, но нет реальной программы действий, ответственных лиц, анализа практического опыта и положения дел. Естественно, что подобные решения заранее обрекают то или иное дело на провал.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21