1.  Роль и значение решения в системе управления.

Под управленческим решением понимается выбор цели, а также средств и методов ее достижения в конкретной области хозяйственной деятельности.

Процесс производства динамичен. Поэтому в его различных звеньях постоянно возникают те или другие события, складываются новые ситуации, которые требуют принятия управленческих решений.

Руководителям и специалистам приходится ежедневно принимать много больших и малых решений. Обоснованные, хорошо продуманные и своевременно принятые решения - основа успешного развития производства. Принятие решений носит разный характер - плановый или случайный, в результате возникновения какой-то ситуации.

Ситуацией можно назвать совокупность условий, возникающих в результате внутренних или внешних воздействий, которые нарушают нормальное состояние системы и требуют перевода ее в новое состояние. Например, для мытья котелков было установлено 4 лохани. Солдаты после обеда подходили к ним и в первых двух мыли свои котелки, а в двух других - полоскали. Лоханей явно не хватало. Для того, чтобы вымыть котелок приходилось выстаивать длинную очередь. Прикомандированный к воинской части ученый, наблюдая эту картину, обратил внимание на то, что на мытье котелков уходит втрое больше времени, чем на их полоскание. Тогда он предложил старшине изменить порядок и отвести три лохани для мойки и одну для полоскания. После этого очередь исчезла: каждый солдат мог теперь, не тратя больше времени на ожидание, быстро вымыть свой котелок и четырех лоханей оказалось вполне достаточно. Этот пример приводит автор одного труда по исследованию операций.

Пример иллюстрирует применение научного метода, позволяющего руководителю принять наилучшее решение во всех ситуациях, где требуется управление.

Конечно, если бы управление всегда сводилось к таким элементарным решениям, как в этом примере, то, вероятно, не потребовалось бы создание науки об управлении

Пример показывает:

1.  Наилучшее решение может оказаться очень простым.

2.  Для его осуществления не требуется или почти не требуется дополнительных затрат.

3.  Для того, чтобы его найти потребовалось выявить количественную характеристику процесса и сформулировать критерий эффективности.

Важно отметить и то, что отдававший распоряжение, опирался на рекомендации, появившиеся в результате изучения ситуации.

Ситуации, как правило, носят ярко выраженный производственный, организационный, экономический, социальный или психологический характер. Решение чаще всего принимает руководитель организации (предприятия) или группы людей, как орган коллективного руководства (Совет, коллегия, дирекция). Решение, если оно принимается по кардинальным вопросам производства, непосредственно влияет на итоги хозяйственной деятельности. Поэтому решения руководителя затрагивают престиж всего коллектива, влияют на оценку его деятельности и сказываются на социально-экономических условиях труда и жизни коллектива. В этом и заключается роль и значение управленческого решения.

Отсюда и коллектив болезненно реагирует на неправильное решение, которое теряет престиж предприятия, ухудшает материальное положение и социальные условия жизни и деятельности всего коллектива, снижает доверие и веру в самого руководителя или менеджера. И, наоборот, в коллективе выражается глубокое удовлетворение, если решение способствовало повышению авторитета предприятия, улучшению его экономики и социальных условий труда и жизни работников.

Необходимость поощрения или наказания в коллективе воспринимается особенно сильно. Потому неправильное решение по этим вопросам снижает авторитет руководителя, менеджера, отрицательно действует на людей. Например, неправильное, необъективное поощрение работников приводит к самым неожиданным психологическим казусам и вместо воспитательного воздействия создает в коллективе отрицательные коллизии. Даже самый опытный руководитель, принимая решение о поощрении или наказании, должен всегда чувствовать, что этим следует пользоваться очень осторожно.

Разработка должностных инструкций, Положений о подразделениях (отделах), наличие нормативов и другого является основой повышения качества принимаемых решений на всех уровнях иерархической лестницы.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21