Причины конфликтов.

 Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, сопровождающие конфликты можно сгруппировать следующим образом:

1.Несогласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы предотвращения которых с очевидностью вытекают из характера самих недостатков.

2.Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Но все указания руководителей выполнить невозможно, не хватает ни сил, ни времени. Тогда подчиненный вынужден:

· сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности;

· требовать этого от своего непосредственного руководителя;

· хвататься за все подряд.

Конфликт в данной ситуации устраняется: разделением труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий.

 3. Ограниченность ресурсов. Так как ресурсы всегда ограничены, то руководство решает, как правильно распределить ресурсы между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Иначе, выделение большей доли ресурсов одним, будет означать недополучение их другими членом коллектива, что вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта.

 4. Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность конфликта существует из-за неподготовленности подчиненного. В результате одни работники не загружены работой, а другие перегружены ею, так как неквалифицированному работнику не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник.

 5. Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала других сотрудников. В результате появляются «доверенные лица и любимчики», такое положение всегда провоцирует конфликт.

 6. Противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Это противоречие проявляется особенно остро в случае, если руководитель склонен к бюрократическим процедурам.

 7. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, образовании, ценностях, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшает степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива.

 8. Неопределенность перспектив роста. Если работник не имеет перспективы роста, то работает без энтузиазма. Трудовой процесс становится для него в тягость. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна.

 9.Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара, холод, неудачная планировка рабочего места могут служить причиной конфликта.

 10. Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.п.

 11. Психологический феномен. Чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.).

Рассматривая причины конфликтов, нельзя не учитывать, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель, если он позволяет себе личные выпады, злопамятен и мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии.

Причинами конфликта могут быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, тщеславие, резкость и грубость в обращении с подчиненными. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти верный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувствовать других людей порождают конфликт.
Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21