2. Сущность и виды планирования

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Планированиеэто стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия.

Планированием прокладывается курс, по которому организация будет идти, чтобы достичь цели.

Римский философ Сенека сказал: «Когда не знаешь, какая гавань тебе нужна, любой ветер будет попутным».

Процесс планирования включает этапы:

· выработка общих целей предприятия;

· детализация и конкретизация целей;

· определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;

· контроль за достижением целей.

При планировании производства необходимо придерживаться определенных принципов.

Принцип единства. Поскольку организация – это целостная система, то все составные части системы должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации.

Принцип участия. Процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает.

Принцип непрерывности. Процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано такими объективными обстоятельствами, как неопределенность внешней среды и частые ее изменения.

Принцип гибкости. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяющимися условиями деятельности организации.

Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна.

В зависимости от того или иного признака выделяются различные виды планирования:

- по степени охвата:

· общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;

· частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности;

- по содержанию планирования:

· стратегическое (поиск новых возможностей);

· тактическое (создание определенных предпосылок);

· оперативное (реализация возможностей);

- по предмету планирования:

· целевое планирование (определение целей);

· планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансы);

· программное планирование (планирование программ производства и сбыта);

· планирование действий (специальные продажи);

- по сферам функционирования:

· планирование производства;

· планирование сбыта;

· планирование персонала;

· расширенное общее планирование;

- по срокам:

· краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);

· среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);

· долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет);

с точки зрения структуры управления:

· общее планирование предприятия;

· планирование места строительства предприятия;

· планирование сфер деятельности;

· планирование работы подразделений фирмы;

- по возможности изменения планов:

· жесткое планирование;

· гибкое планирование.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21