2.5. Современные подходы к менеджменту

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства, исходя из сложившихся условий. Отсюда появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению.

Существует три научных подхода к управлению, которые получили развитие в современных условиях:

1. Подход к управлению как к процессу;

2. Системный подход;

3. Ситуационный подход.

Процессный подход был впервые предложен представителями школы административного управления, которые рассматривали функции менеджмента как независимые друг от друга. В противоположность этому процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления. Функциями управления являются: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, принятие решений.

 Системный подход предполагает, что менеджмент должен рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как: люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение цели. Основоположником современного системного подхода на Западе считается Л. Берталанфи, разработавший общую теорию систем (1968 г.). Однако задолго до него, а именно в начале ХХ века российский ученый А.А. Богданов сформулировал основные принципы и законы, по которым протекают процессы организации в природе и обществе. Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления.

Это методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Главный инструмент системного анализа - модель изучаемой системы. Этот подход позволяет устранить недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредотачивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.

 Система - это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Существуют открытые и закрытые системы. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Она должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование. Крупные составляющие сложных систем сами являются системами и называются подсистемами. В организации подсистемы - это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

 Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение объема продаж, увеличение доли на рынке, рост организации.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации. Есть понятие Pareto phenomen (есть небольшое количество факторов наиболее важных, много факторов - неважных). Методологию ситуационного подхода можно объяснить как 4-х шаговый процесс:

·Менеджер должен быть знаком с профессиональными средствами управления, которые доказали свою эффективность. Он должен понимать процесс управления; индивидуальное и групповое поведение; системный анализ; методы планирования и контроля; количественные методы принятия решения.

·Менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (положительные или отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации.

·Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации. Какой эффект может повлечь за собой устранение одной или нескольких переменных.

·Менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.


Последнее изменение: четверг, 10 марта 2022, 10:53