Лекция 1. Конституция РФ - основной закон государства.

            Ведущей отраслью российского права является конституционное, или как ранее было принято называть государственное право, поскольку его нормы определяют устройство государства, основные права и свободы человека и гражданина.

            К предмету этой отрасли права относятся:

1. Принципы или основы государственного устройства. Они могут касаться как отношений в области экономики, так и  организации и осуществления власти. В них выражаются характеристики государства - суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъект государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы.

2. Основы правового статуса личности, принципы взаимодействия государства и гражданина.

3. Основы федерализма, т. е. взаимоотношения между федерацией в целом и ее субъектами.

4. Основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, виды органов, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности.

5. Основы политического режима. Посредством такой правовой регламентации закрепляется народовластие, т. е. отношения, связанные с участием граждан в управлении государством, с формированием системы представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, конституционное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, через которые обеспечиваются единство и стабильность общества как целостной системы, т. е. устройство, система и порядок образования органов власти.

Основным источником, т. е. нормативным актом, в котором содержатся нормы права, является Конституция Российской Федерации.Конституция - это нормативный документ, обладающий особыми юридическими свойствами, определяющий основные принципы устройства общества и государства, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина.

Ныне действующая Конституция существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.
         Особые юридические свойства Конституции.

Юридические свойства Конституции позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств Конституции относятся:

1. Верховенство Конституции. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Во-первых, такой  статус  Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция - это не только источник права, но и правовая  база существования всех ветвей власти.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Юридическая сила нормативного акта - это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего акт в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления.  Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, иначе они считаются недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции. Верховенство и юридическая сила Конституции позволяют установить режим конституционной законности на территории страны.

3. Прямое действие Конституции. В принципе большинство конституционных положений находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие стороны жизни людей, не урегулированные в Конституции. Но тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права, либо если имеется коллизия между нормами закона, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.

4. Конституция - ядро правовой системы. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

5. Учредительный характер Конституции. Это есть результат учредительной власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными.

6. Стабильность Конституции. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Наиболее важные главы (гл.1, 2) объявляются неприкосновенными, их изменение равносильно принятию новой Конституции.

 Лекция 2. Особенности федеративного устройства России.

Рассмотрим вопрос об особенностях федеративного устройства России. Следует иметь в виду, что федеративным признается государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (республики, края, области, округа, города федерального значения).

Согласно ст. 65 Конституции Российской Федерации в составе России находятся в настоящее время 85 субъектов.

Конституционное право России исходит из того, что федерация должна основываться на следующих принципах:

1. государственная целостность. Это означает, что соединение различных территориальных частей Российской Федерации призвано служить общей для всех цели: повышения благосостояния народов, составляющих государство Россия. Государственная целостность обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России; верховенством Конституции Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации на основе одностороннего волеизъявления.;

2. единство системы государственной  власти. Это выражается в наличии государственного аппарата, полномочия которого распространяются на всех субъектов федерации. Выделение же ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) свидетельствует не о ее раздробленности, а о специализации различных государственных органов, материализующих ее;

3. разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации.  В последнее время, в России на основе федеративных договоров (с республиками, областями и краями) были разграничены предметы ведения Федерации и субъектов федерации. Это позволило направить разрешение отношений между центром и субъектами федерации в цивилизованное русло;

4. равноправие и самоопределение народов Российской Федерации выражается в том, что каждый народ России имеет право определить форму своей государственности. Однако это право может быть реализовано только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации;

5. равноправие субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях. Это означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами и ни одно из них не имеет преимуществ по сравнению с другими.

            Федерализм - это развивающийся процесс. Может быть изменен объем полномочий как федерации, так и ее субъектов, может измениться даже деление федерации на субъекты (с согласия Российской Федерации), неизменным должно быть только одно: сотрудничество и взаимопомощь между субъектами федерации.

Лекция 3. Система органов государственной власти Российской Федерации.

Рассматривая этот вопрос, следует помнить о том, что в нашем государстве существует принцип разделения властей на власть законодательную, власть исполнительную и судебную власть. Необходимо учитывать также правовой статус Президента Российской Федерации.

            Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства - это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства.

            Президент не входит непосредственно  ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти России.

            Однако данное положение Президента не дает никаких оснований трактовать президентскую власть, как стоящую над другими властями, зависящими от власти президентской. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей. Свои полномочия Президент  реализует в рамках Конституции и федеративных законов.

            В Конституции же заложена система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

- ограниченность периода полномочий Президента (6 лет);

- всенародные прямые выборы;

- альтернативный характер выборов;

- недопустимость занятия поста Президента более двух сроков подряд;

- возможность отрешения его от должности;

- возможность признания несоответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов - Президента на основе решений Конституционного Суда.

Функции Президента России касаются важнейших основ жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).

            Президент гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

Президент - гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями по оперативному решению вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т. п.)

            Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.

            Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой Президент идет на выборы. Жизнь может корректировать действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его делать ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.

            Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента России довольна обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать, разбив их на несколько групп:

1. Полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти. Однако надо заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом (ст.83). В частности, Президент РФ назначает Председателя Правительства (с согласия парламента):

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

- принимает решения об отставке Правительства;

- предлагает кандидатуры судей Верховного Суда;

- предлагает  кандидатуру Генерального прокурора и его заместителей;

- предлагает кандидатуру Председателя Центрального банка;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности т. д.

2. Полномочия по отношению к власти законодательной (ст.84), в частности:

- назначает выборы в Государственную Думу;

- распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции;

- подписывает и обнародует федеральные законы и т. д.

3. Полномочия в военной области (ст.87). Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения.

4. Полномочия во внешнеполитической области (ст.86). Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

5. Полномочия по отношению к гражданам (ст.89):

- решает вопросы гражданства;

- предоставляет политическое убежище;

- награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания,

6. Правотворческие полномочия Президента выражаются в том, что согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России.

            Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации: является федеральным законодательным органом в системе разделения властей

            Следует особо остановиться на общей характеристике Федерального Собрания.

1. Парламент имеет представительный характер. Это означает, что он рассматривается как выразитель интересов и воли народа.

2. Парламент - это законодательный орган. Принятие законов и бюджета - это основная задача Федерального Собрания, и ее выполнение должно занимать, в деятельности депутатов наибольшее место.

3. Федеральное Собрание - постоянно действующий орган. В регламентах палат указаны конкретные даты начала и окончания сессии, а также каникул.

4. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Несмотря на то, что Совет Федерации состоит из членов, призванных выражать интересы отдельных местностей, регионов, субъектов федерации, он является государственным органом всей Федерации, и его решения адресуются не отдельным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т. е. всей России. Государственная Дума также  представляет все население Российской Федерации.

            В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного органа и по одному от исполнительного, кроме того представители РФ, назначаемые Президентом РФ.

Исключительные полномочия Совета Федерации определены в ст. 102 Конституции. К ведению Совета Федерации относятся:

- утверждение изменения границ между субъектами федерации;

- утверждение указов Президента о ведении военного и чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России;

- назначение выборов Президента и отрешение его от должности;

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного  суда;

- назначение на должность Генерального прокурора, а также заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Эти полномочия находятся в исключительном ведении Совета Федерации. Счетная палата образуется для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета из числа членов Совета Федерации и Государственной Думы.

            Вторую группу полномочий Совета Федерации составляют законодательные полномочия.

            Третью группу полномочий Совета Федерации составляют полномочия по самоорганизации. Порядок работы и структура Совета Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

            Работа в Совете Федерации ведется на русском языке. Используются следующие виды выступлений: доклад, содоклад,  прения, а также справки, информации, заявления, обращения.

            Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронной системы, бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов (исключение составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются большинством не менее 3/4 голосов).

            По Конституции Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин, достигший 21 года.

            Полномочия Государственной Думы делятся на 3 группы:

            а) исключительные полномочия (ст.103) К ним относятся: дача согласия Президенту на назначение Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности;

            б) законодательные полномочия Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по таким вопросам, как режим чрезвычайного положения, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации. описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна, референдум, режим военного положения, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы, установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы;

в) полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком, образование комитетов и комиссий, проведение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие регламента и постановление по вопросам ведения палаты. Принятие регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др.

На федеральном уровне высшим органом исполнительной власти является Правительство России. Это коллегиальный орган, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной (административной) деятельностью в стране. Правовой статус Правительства установлен Конституцией и Законом о Правительстве Российской Федерации.

            Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации.

            Компетенция Правительства определяется в общем виде в Конституции преимущественно в виде указаний на направления деятельности Правительства.

            На Правительство возлагается обеспечение должной работы всех органов исполнительной власти на территории России. Особую его заботу составляют министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, выполняющие очень ответственные функции. В отношении исполнительных органов субъектов федерации Правительство осуществляет руководство их работой по предметам совместного ведения. На него также возлагается разрешение споров и разногласий  между федеральными органами власти субъектов Федерации.

            Реализация полномочий Правительства облекается, как правило, в документальную форму. Оно издает постановления, имеющие нормативный характер, принимаемые по наиболее важным вопросам. Акты по оперативным и иным текущим вопросам, имеющие индивидуальный характер, издаются  в форме распоряжений.

            Постановления и распоряжения в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

            Судебная власть возложена на совокупность судебных органов от низовых до верховных. Каждый судебный орган разрешает конкретные дела самостоятельно, руководствуясь только законом и правосознанием. Совокупность судов именуется юстицией, а деятельность судов по разрешению правовых конфликтов - юрисдикционной и соответственно предметная и пространственная сферы этой деятельности - юрисдикцией.

            Судебная власть в Российской Федерации состоит из трех ветвей.

            Конституционные суды. Конституционный Суд России и конституционные суды в республиках составляют первую ветвь судебной власти. Ее основная задача состоит в проверке на соответствие Конституции актов органов публичной власти.

            Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации  регулируется ст. 125 Конституции и Законом о Конституционном суде.

            Конституционный Суд в своей деятельности руководствуется следующими принципами: независимость, коллегиальность, гласность,  состязательность и равноправие сторон.

            Компетенция Конституционного Суда весьма широка и ею суд наделяется для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории России.

1) Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению федеральных органов и органов власти субъектов Федерации;

в) договоров между органами государственной власти России и органами власти субъектов Федерации.

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами власти Федерации и субъектов федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. Проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и запросам судов.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене и совершении тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Внутренняя деятельность Конституционного Суда регулируется его регламентом.

8. Решения Конституционного Суда обязательно для всех и обжалованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства.

Основным звеном второй ветви судебной власти являются районные суды. Им подсудны практически все дела, кроме дел, которые передаются в ведение вышестоящих судов и мировых судей.

Суды среднего звена - это суды субъектов федерации (республиканские, областные, краевые, окружные, городские). Количество судей в этих судах неодинаково и зависит от численности населения субъекта федерации. Они рассматривают дела о наиболее опасных преступлениях  по первой инстанции, выступают в роли судов (кассационной) инстанции, а также осуществляют проверку решений судов нижнего звена (в порядке надзора).

Военные суды - это специализированные суды, но они являются составной частью судебной системы, о чем свидетельствует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов является Верховный Суд России. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий), среднего звена (военные суды военных округов, флотов,  групп войск, суды видов, родов войск), и высшего звена (военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации).

            Военные суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время военных сборов, и некоторые другие.

Верховный Суд Российской Федерации возглавляет систему судов общей юрисдикции. Он имеет следующие судебные полномочия:

- рассмотрение дел по первой инстанции, если они отличаются особой сложностью и особой важностью;

- проверка обоснованности и законности решений, не вступивших в законную силу (по первой и второй кассационной инстанции);

- проверка приговоров, вступившихся в законную силу (в порядке надзора);

Организационные полномочия Верховного Суда составляют:

- изучение и обобщение судебной практики, судебной статистики;

- дача руководящих разъяснений нормативных актов, которые обязательны для всех судов (постановления Пленума Верховного Суда РФ);

- осуществляет право законодательной инициативы.

Арбитражные суды рассматривают споры:

- в сфере экономики (о заключении и прекращении договоров, исполнении договорных обязательств; о признании права собственности, о возмещении убытков и др.), где одной стороной является юридическое лицо либо гражданин - предприниматель;

- в сфере управления, касающиеся действий органов исполнительной власти;

- между органами исполнительной власти субъектов федерации;

- о банкротстве;

- о защите чести, достоинства и деловой репутации;

- о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке и др.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов федерации. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.

Апелляционные арбитражные суды рассматривают апелляции на решение, принятые арбитражным судом субъекта. Окружные арбитражные суды являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов федерации и апелляционных судов. Возглавляет систему арбитражных судов также Верховный Суд РФ

Последнее изменение: вторник, 5 апреля 2016, 10:50