Лекция 1.Государство и право. Их роль в жизни общества.

Изучая данный вопрос, студентам следует обратить особое внимание на тот факт, что право было не всегда и оно возникает на определенном этапе человеческого развития.

Люди первобытнообщинного общества не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период нарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновения государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:

необходимостью установления единого порядка отношений новой общности людей - народа, населяющего ту или иную территорию;

необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои, имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;

необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Государство, обладающее мощной силой, стало организацией обособленной от общества.

Существует множество определений понятия «государство». Наиболее распространенным является следующее. Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся:

- наличие политической публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;

- осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), состоящим из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического профессионального осуществления своих функций:

- территориальная организация власти и населения, когда государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку, т. е. государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Кроме этого, население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;

- налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Следующая группа признаков отличает государство от иных политических организаций общества:

- суверенитет - верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами - верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

- монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные правовые акты, общеобязательные для населения всей страны.

- существование государства в качестве политической организации обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

- как структурная организация, государство находит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих властными полномочиями. От иных политических организаций (партий, профсоюзов и т. д.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

- наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

Таким образом, следует прийти к выводу о том, что государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные акты, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Остановимся теперь более подробно на понятии права и его роли в обществе.

Следует иметь в виду, что право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений о нем и суждений весьма широк и разнообразен.

Наличие множества определений права следует рассматривать само по себе как явление положительное, т. к. он позволяет взглянуть на право сквозь призму веков, увидеть право не только в статике и в динамике.

Анализируя многочисленные представления о праве, можно указать на следующие его важнейшие современные особенности и черты:

1.  Право - это система норм или правил поведения. 

Как и любая другая система она складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов.

В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом, не создаются стихийно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц, они отражают объективные потребности общества и государства.

Процесс создания и функционирования системы правовых норм предполагает существование наряду с объективными факторами и субъективных факторов. Речь идет о разработке и осуществлении в стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного участия юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

2.  Право - система норм, установленных или санкционированных государством.

В мире существует множество систем различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

3.  Право всегда выражает государственную волю.

Опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что она опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

4.  Право - это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер.

Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

Общеобязательность распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

Цивилизованное правовое государство, если оно не на словах, а на деле является таковым, непременно само ограничивает себя и все свои органы общеобязательностью требований норм права, организует всю свою деятельность строго в рамках требований закона и следует им до тех пор, пока они вместе с содержащими их нормами, в установленном порядке, не будут изменены или отменены.

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Государство не может безразлично относится к актам, издаваемым им или санкционируемым, оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение.

§ 2. Отрасли российского права.

Основанием для «сортировки» правовых норм по отраслям права служит круг общественных отношений, на регулирование которых направлена та или иная совокупность норм.

Так, трудовое право регулирует трудовые отношения всех работников плюс некоторые другие отношения, примыкающие к трудовым; земельное - отношения по использованию и охране земель. Уголовное право определяет, какие общественно-опасные деяния являются преступными, устанавливают их наказуемость, а также основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. В свою очередь гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.

Эти отрасли права, а также такие как государственное, муниципальное, финансовое, административное, налоговое, экологическое и другие составляют отрасли материального права. Их в системе российского права большинство.

Кроме того, существует небольшая группа отраслей права, получивших название «процессуальные», среди них: уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право.

Особое место в системе отраслей материального права принадлежит в современных условиях международному праву.

Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных организаций). В некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц. Например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т. д. Однако основной предмет регулирования международного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

Следует иметь в виду, что международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций.

В теории права существует понятие система права, под которой понимается его внутренняя структура или деление права на отрасли, о чем было сказано ранее.

§ 3. Источники российского права. Нормативные правовые акты.

Важное место в теории права отводится понятию источников (форм) права.

Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы.

Источники права - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. Источником права являются объективная реальность, т.е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе - референдумных норм), воля государства (в основе - централизованных норм), воля граждан (в основе - норм корпоративных и договорных).

Форма права - это то, из чего мы черпаем знания о праве, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права.

1.  Обычай - это самый древний источник права. В ходе истории обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако в настоящее время обычай, хотя и незначительно, но все же употребляется. Так, например, суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому в основном воспитанием ребенка занимается мать. И только если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических или чаще моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом.

2.  Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимают решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается тогда, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.

3.  Нормативный правовой акт - очень удобная форма права. Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены. Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра, они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Такая их особенность позволяет направить развитие общества в целом в единое русло и с большей эффективностью установить порядок. В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательности проведения начал законности, преградой для местничества. В-четвертых, если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Следует иметь ввиду, что нормативные правовые акты российского государства характеризуются следующими признаками:

- они имеют правотворческий характер, в них нормы права устанавливаются, либо изменяются либо отменяются;

- нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия;

- нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: а) вид нормативного акта, б) его наименование, в) орган его принявший, г) дату, д) место принятия акта, 6) номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно. поскольку за их неисполнение возможно применение санкций;

- нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу;

- все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т.е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции;

- нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы образуют стержень правовой системы. В России они 1) принимаются Государственной Думой, 2) одобряются Советом Федерации и 3) подписываются Президентом. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание законов скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных, чтобы решить и вопрос о наличии необходимых для его реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законы делятся на три группы:

- основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства (основные права и свободы граждан, систему государственной власти, гражданство и др.);

- конституционные законы - это законы, регулирующие более детально вопросы, отнесенные к предмету Конституции (например, Президенте, Закон о выборах, Закон о судебной системе Российской Федерации и т. д.) ;

- обыкновенные (обычные) законы принимаются по иным важным вопросам общественной жизни (Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс и др.).

Подзаконные акты.

Указы. Их издает Президент России по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства. В случае противоречия указа Конституции и законам России он может быть признан Конституционным Судом недействительным. По содержанию указы Президента связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих законов, правил и положений, названных в актах парламента. Главными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему конституцией полномочий, в частности, по вопросам обороны, охраны общественного порядка, гражданства, помилования.

Постановления. Этот вид нормативных актов издается Правительством России. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи, организация деятельности и др.) Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом.

Инструкции министерств и ведомств. Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций государства. Нормативные акты их, помимо инструкций, называются и другими терминами: приказы, положения, наставления, правила. 

Нормативные правовые акты принимают и законодательные (представительные), а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Замыкают систему нормативных правовых актов так называемые локальные нормативные правовые акты, т. е. акты конкретного предприятия, учреждения, войсковой части и т. д. К ним можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о нормировании, Уставы о воинской дисциплине и т. д.

Последнее изменение: среда, 30 марта 2016, 11:41