Лекция 1.Государство и право. Их роль в жизни общества.

Изучая данный вопрос, студентам следует обратить особое внимание на тот факт, что право было не всегда и оно возникает на определенном этапе человеческого развития.

Люди первобытнообщинного общества не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период нарождались моральные и религиозные нормы. Право возникло гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновения государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:

необходимостью установления единого порядка отношений новой общности людей - народа, населяющего ту или иную территорию;

необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои, имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;

необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Государство, обладающее мощной силой, стало организацией обособленной от общества.

Существует множество определений понятия «государство». Наиболее распространенным является следующее. Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся:

- наличие политической публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;

- осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), состоящим из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического профессионального осуществления своих функций:

- территориальная организация власти и населения, когда государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку, т. е. государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Кроме этого, население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;

- налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Следующая группа признаков отличает государство от иных политических организаций общества:

- суверенитет - верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами - верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

- монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные правовые акты, общеобязательные для населения всей страны.

- существование государства в качестве политической организации обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

- как структурная организация, государство находит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих властными полномочиями. От иных политических организаций (партий, профсоюзов и т. д.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

- наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

Таким образом, следует прийти к выводу о том, что государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные акты, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Остановимся теперь более подробно на понятии права и его роли в обществе.

Следует иметь в виду, что право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений о нем и суждений весьма широк и разнообразен.

Наличие множества определений права следует рассматривать само по себе как явление положительное, т. к. он позволяет взглянуть на право сквозь призму веков, увидеть право не только в статике и в динамике.

Анализируя многочисленные представления о праве, можно указать на следующие его важнейшие современные особенности и черты:

1.  Право - это система норм или правил поведения. 

Как и любая другая система она складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов.

В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом, не создаются стихийно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц, они отражают объективные потребности общества и государства.

Процесс создания и функционирования системы правовых норм предполагает существование наряду с объективными факторами и субъективных факторов. Речь идет о разработке и осуществлении в стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного участия юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

2.  Право - система норм, установленных или санкционированных государством.

В мире существует множество систем различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

3.  Право всегда выражает государственную волю.

Опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что она опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

4.  Право - это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер.

Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

Общеобязательность распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

Цивилизованное правовое государство, если оно не на словах, а на деле является таковым, непременно само ограничивает себя и все свои органы общеобязательностью требований норм права, организует всю свою деятельность строго в рамках требований закона и следует им до тех пор, пока они вместе с содержащими их нормами, в установленном порядке, не будут изменены или отменены.

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Государство не может безразлично относится к актам, издаваемым им или санкционируемым, оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение.

§ 2. Понятие и структура нормы права.

Следует иметь в виду, что с формальной точки зрения право представляет собой систему норм, которые исходят от государства. Другими словами, право состоит из правовых норм. Правовая норма - это первичная клетка права.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.

Каковы же характерные признаки правовой нормы?

1.  Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

2.  Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта. С другой стороны норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц.

Иными словами, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц .

3.  Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям. Охранительный характер правовой нормы позволяет надежно защищать законные права и интересы граждан государства.

Благодаря вышеуказанным признакам нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выражается социальная роль правовых норм.

 Каждая правовая норма имеет свою логическую внутреннюю структуру, представленную условной формулой:

« ЕСЛИ - ТО - ИНАЧЕ»

 ГИПОТЕЗА

 ДИСПОЗИЦИЯ

 САНКЦИЯ

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ   РАСПОРЯЖЕНИЕ ВЗЫСКАНИЕ

часть нормы, указывающая, при каких обстоятельствах норма вступает в действие, определяет круг субъектов, их прав и обязанностей.

часть нормы, формулирующая права и обязанности, само правило поведения

часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (принуждения), применяемые при ее нарушении.

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Представим, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма превращается в «пустышку», теряет качество социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством.

Таким образом, норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

Весь массив правовых норм, установленных в государстве, для удобства пользования ими распределяется по отраслям права.

§ 3. Отрасли российского права.

Основанием для «сортировки» правовых норм по отраслям права служит круг общественных отношений, на регулирование которых направлена та или иная совокупность норм.

Так, трудовое право регулирует трудовые отношения всех работников плюс некоторые другие отношения, примыкающие к трудовым; земельное - отношения по использованию и охране земель. Уголовное право определяет, какие общественно-опасные деяния являются преступными, устанавливают их наказуемость, а также основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. В свою очередь гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.

Эти отрасли права, а также такие как государственное, муниципальное, финансовое, административное, налоговое, экологическое и другие составляют отрасли материального права. Их в системе российского права большинство.

Кроме того, существует небольшая группа отраслей права, получивших название «процессуальные», среди них: уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право.

Особое место в системе отраслей материального права принадлежит в современных условиях международному праву.

Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных организаций). В некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц. Например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т. д. Однако основной предмет регулирования международного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

Следует иметь в виду, что международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и не межгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

- между государствами;

- между государствами и нациями, борющимися за независимость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами .

Международными не межгосударственными являются отношения:

- между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

- между международными организациями;

- между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой;

- между физическими и юридическими лицами.

Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.

1.  Принцип суверенного равенства государства и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества.

2.  В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

3.  Согласно принципу мирного разрешения и международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

4.  На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную сферу развития.

5.  Принцип государственной целостности государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

6.  Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7.  Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека - составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии.

8.  Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, свободно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.

9.  Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

10. В соответствии с принципами добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

В теории права существует понятие система права, под которой понимается его внутренняя структура или деление права на отрасли, о чем было сказано ранее.

Когда речь идет о совокупности всех отраслей права, его составляющих, то имеется в виду горизонтальная система права.

Кроме нее есть еще вертикальная система права, которая включает в себя следующие элементы:

1) отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.; земельное - отношения по использованию и охране земель и т. д.

2) подотрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Так, например, в том же гражданском праве выделяется подотрасль - авторское право;

3) институт права - совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективных договоров, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.

4) субинститут права - это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

§ 4. Источники российского права. Нормативные правовые акты.

Важное место в теории права отводится понятию источников (форм) права.

Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы.

Источники права - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. Источником права являются объективная реальность, т.е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе - референдумных норм), воля государства (в основе - централизованных норм), воля граждан (в основе - норм корпоративных и договорных).

Форма права - это то, из чего мы черпаем знания о праве, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права.

1.  Обычай - это самый древний источник права. В ходе истории обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако в настоящее время обычай, хотя и незначительно, но все же употребляется. Так, например, суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому в основном воспитанием ребенка занимается мать. И только если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических или чаще моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом.

2.  Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимают решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается тогда, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.

3.  Нормативный правовой акт - очень удобная форма права. Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены. Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра, они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Такая их особенность позволяет направить развитие общества в целом в единое русло и с большей эффективностью установить порядок. В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательности проведения начал законности, преградой для местничества. В-четвертых, если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Следует иметь ввиду, что нормативные правовые акты российского государства характеризуются следующими признаками:

- они имеют правотворческий характер, в них нормы права устанавливаются, либо изменяются либо отменяются;

- нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия;

- нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: а) вид нормативного акта, б) его наименование, в) орган его принявший, г) дату, д) место принятия акта, 6) номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно. поскольку за их неисполнение возможно применение санкций;

- нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу;

- все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т.е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции;

- нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы образуют стержень правовой системы. В России они 1) принимаются Государственной Думой, 2) одобряются Советом Федерации и 3) подписываются Президентом. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание законов скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных, чтобы решить и вопрос о наличии необходимых для его реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законы делятся на три группы:

- основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства (основные права и свободы граждан, систему государственной власти, гражданство и др.);

- конституционные законы - это законы, регулирующие более детально вопросы, отнесенные к предмету Конституции (например, Президенте, Закон о выборах, Закон о судебной системе Российской Федерации и т. д.) ;

- обыкновенные (обычные) законы принимаются по иным важным вопросам общественной жизни (Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс и др.).

Подзаконные акты.

Указы. Их издает Президент России по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства. В случае противоречия указа Конституции и законам России он может быть признан Конституционным Судом недействительным. По содержанию указы Президента связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих законов, правил и положений, названных в актах парламента. Главными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему конституцией полномочий, в частности, по вопросам обороны, охраны общественного порядка, гражданства, помилования.

Постановления. Этот вид нормативных актов издается Правительством России. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи, организация деятельности и др.) Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом.

Инструкции министерств и ведомств. Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций государства. Нормативные акты их, помимо инструкций, называются и другими терминами: приказы, положения, наставления, правила. 

Нормативные правовые акты принимают и законодательные (представительные), а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Замыкают систему нормативных правовых актов так называемые локальные нормативные правовые акты, т. е. акты конкретного предприятия, учреждения, войсковой части и т. д. К ним можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о нормировании, Уставы о воинской дисциплине и т. д.

Последнее изменение: среда, 2 октября 2013, 14:26