3. Этапы подготовки и принятия решения.

Выработка и осуществления решения требует последовательности выполнения целого комплекса работ, включая 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

В зависимости от вида решений соотношение этапов может меняться. Решения долгосрочного характера требуют и более длительного периода подготовки, ибо связано с большим объемом работ (перспективный план развития). В решениях оперативных - возрастает удельный вес работ на заключительном этапе. Однако все стадии тесно между собой связаны и составляют единый процесс.

Процесс подготовки решения может начаться только тогда, когда возникает проблемная ситуация: решение вышестоящего хозяйственного органа, решение общего собрания коллектива или другие. В данном случае это решение превращается в цель.  Процесс подготовки управленческого решения состоит из нескольких этапов:

1 Определение цели. Цель должна основываться:

n на объективной оценке возможностей предприятия (организации);

n на учете экономических факторов, технической их целесообразности;

n социальной значимости для коллектива.

Поэтому определение цели процесс многосторонний и должен проводиться коллективом работников разных специальностей и высокой квалификации. При этом надо определить критерии оценки, ограничения, состав группы, поставить задачи. При определении цели и решения задачи руководитель должен:

1.1. По государственному подойти к решению вопросов. Добиваться приоритета государственных интересов и убедить коллектив в том, что результаты ожидаются более высокие и положение коллектива улучшится. При этом руководитель должен принять все меры к тому, чтобы коллектив не пострадал в экономическом или организационном плане, а наоборот приобрел.

1.2. Используя свои знания экономического потенциала предприятия, заранее указать группе, где с наибольшей вероятностью можно искать резервы.

1.3. Системно подходить к решению проблемы.

1.4. Рассматривать вопросы в динамике, видеть их перспективу, противоречия, уметь выявлять факты, влияющие как положительно, так и отрицательно и делать выводы из совокупности факторов.

2.Следующей процедурой в подготовке решения является информационный цикл.

 Чтобы решение было обоснованным, необходимо проработать разностороннюю информацию:

2.1.Исследовать правовую сторону вопроса. Решение может быть принято только при условии, если оно основано на законодательных актах.

2.2.Выяснить какие существуют решения различных организаций по данному вопросу.

2.3.Изучить данные современной науки, и прогнозы.

2.4.Изучить передовой производственный опыт.

2.5. Изучить и использовать существующие стандарты, нормативы, типовые решения.

2.6. Изучить патентную информацию.

2.7. Необходимы знания и учет объективной обстановки на предприятии: наличие средств, сырья, материалов, специалистов и др.

2.8. Получить советы профессиональных консультантов.

2.9. Изучить мнение сторонников и противников разных идей и направлений.

 Таким образом, подготовительный этап дает возможность накопить позитивную и негативную информацию, которая может быть использована в ходе второго основного этапа - этапа разработки вариантов решения.

 Необходимо разработать несколько вариантов решений и оценить их возможные результаты. Разработка вариантов заключается:

1.  В четком определении цели и задачи вариантов, но так, чтобы каждый вариант представлял собой законченное оригинальное решение.

2.  Изучаются основные направления, пути и средства достижения поставленной цели, а также имеющиеся возможности: трудовые, материальные, финансовые, особенно фактор времени.

3.  Прорабатываются возможные варианты взаимодействия и координации между подразделениями.

4.  Оцениваются возможные результаты деятельности коллектива в соответствии с данным вариантом решения.

 Проработка вариантов решения осуществляется обычно методами прогнозирования. Широко применяются методы моделирования, экстраполяции, экспертных оценок и др. Возможны эксперименты и широкое использование электронно-вычислительных машин и экономико-математических методов.

 После проработки и оценки наступает третий заключительный этап - этап выбора наилучшего (оптимального) варианта. Собственно принятие управленческого решения. Здесь могут возникнуть различные ситуации:

n если какой-то вариант явно превосходит другие, то он утверждается в качестве официального решения.

n если равноценными окажутся два варианта или более, тогда вводятся дополнительные ограничения, критерии, которые помогут выявить преимущества одного из них. Оценка их идет, как правило, по стоимости продукции, по итоговой сумме прибыли, уровню рентабельности, затратам труда и окупаемости и др.

 Таково содержание основных стадий выработки управленческого решения, такова логика этого процесса. В жизни вся эта последовательность иногда нарушается, иногда прерывается. Руководителю следует знать эти этапы и умело их использовать в процессе управления производством.

 После того, как управленческое решение выработано, обрело соответствующую форму и юридическую силу, наступает период его реализации.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21