2. Источники власти в организации

Специалистами разработано несколько подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник – информация, а потом и седьмой - связи. О.С. Виханский и А.И.Наумов предлагают десять источников власти, которые разделены на две большие группы. К первой группе отнесены источники, имеющие личностную основу власти, ко второй – организационную основу, которую называют также структурно-ситуационнной (рис.1). Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через что данная основа используется.

В группу, составляющую личностную основу власти включаются следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.

Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Недостатком такой власти страдают молодые руководители, которым требуется время для того, чтобы ее обрести и эффективно использовать.

Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы. Харизма – это власть, основанная на силе личных качеств и стиля руководителя. Власть примера часто формируется по мере отождествления подчиненными себя со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.

Формально руководители, занимающие одни и те же должности, имеют равные права. Однако, каждый из них использует данное ему право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть.

Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Власть информации следует отличать от экспертной власти, которая связана с пониманием или способностью использовать данные. Например, секретари нередко обладают значительным количеством информации. Они могут помочь подготовить информацию для решения, но не принять решение. 

Потребность во власти рассматривается как желание влиять на других. Данный источник проявляется в даче настойчивых советов и стремлении оказать помощь; вызвать эмоции у других и др.

В группу, составляющую организационную основу власти, входят в качестве источников власти: принятие решения, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами, власть связей.

Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Современная практика управления фактически исключает принятие решения одним человеком, так как в их подготовке, принятии, выполнении и контроле участвует более, чем один человек.

Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения по службе, премии, дополнительного отпуска т.п.,

подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Отмечено, что этот власти является достаточно эффективным способом влияния на людей. Власть вознаграждения используется и для подкрепления права на власть. Руководители могут ослабить силу данного источника, давая обещания поощрить за работу и не выполняя эти обещания. К этому же приводит поощрение подчиненных, не выполнивших порученные задания.

Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п. Подчиненные следуют указаниям, так как боятся быть наказанными. Вообще власть чаще используется там, где поведение отклоняется от установленных норм. Однако, как показала современная практика управления, страх ограничивает инициативу, творчество и может даже вести к свертыванию работы.

Организация для своего функционирования нуждается в различных ресурсах, таких, как сырье, материалы, рабочая сила, оборудование и т.п. Очевидна важность получения требуемого количества того или иного ресурса. Регулирование доступности ресурсов образует еще один источник власти власть над ресурсами. В организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность сверху вниз. Этим достигается соответствие между поставленными задачами и требуемыми для их реализации ресурсами. Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право на власть. Некоторые руководители, неспособные эффективно применять другие источники власти, чтобы влиять на людей, сознательно создают дефицит ресурсов.

Власть связей – строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми, как в организации так и вне ее. Нередко желающие приобрести эту власть прибегают к созданию относительно себя легенд и слухов.

Прочность власти зависит от многих обстоятельств, но в целом имеет тенденцию к ослаблению. Обусловлено это следующими факторами:

- значительно сократился разрыв в уровне образования и квалификации между руководителями и подчиненными, которые часто превосходят руководителей во многих отношениях, оставляя им формальное превосходство на основе занимаемой должности;

- основу организации стали составлять специалисты высокой квалификации, уход которых то тем или иным причинам, может привести к финансовым потерям. Поэтому безоговорочно властвовать над такими людьми, особенно административными методами, невозможно;

- мобильность работников, их широкие внешние связи, доступность информации и т.д. значительно облегчают хорошим специалистам поиск нового места приложения своих способностей, что делает их менее зависимыми от администрации.

В итоге власть меняет форму, становится менее гибкой, а в ряде случаев руководители делят ее с подчиненными. 

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21