2. Процесс контроля.

Процесс контроля состоит из трех основных этапов:

· выработка стандартов и критериев;

· сопоставление с ними реальных результатов;

· принятие необходимых корректирующих действий.

 

На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Установление стандартов. Стандарты – по существу – те же цели, вытекающие из функций планирования и наделенные двумя важными дополнениями: наличие временных рамок (сроками) и конкретными критериями оценки степени выполнения работы.

Конкретный критерий плюс срок его достижения называют показателем результативности (например: получить в течение года прибыль в 10 млн. рублей).

Однако, не все важные цели и задачи организации можно выразить в числах. Руководители находят выход в косвенных покупателях. Например, низкий процент увольняющихся должен свидетельствовать о стабильности предприятия и удовлетворенности работающих на нем работников. Но это – при здоровой экономике в целом. Люди в нашей стране, месяцами не получающие зарплату, не увольняются даже с практически «неработающего» предприятия.

Вывод: косвенные показатели могут давать неправильную оценку и искажать результаты контроля. Задачи руководителя – видеть эти факторы и задаваться надежными косвенными показателями, учитывая влияние побочных факторов.

Сопоставление достигнутых результатов с установленным стандартом. Это второй этап процесса контроля. Здесь определяют, насколько достигнутые результаты соответствуют ожиданиям, а так же насколько допустимы и безопасны обнаруженные отклонения. В результате дается оценка, которая служит основой для дальнейших действий.

Действия. По результатам контроля могут быть три линии поведения:

· ничего не предпринимать – это делается, когда результаты соответствуют стандартам;

· устранить отклонения – здесь важно понимать, что оценка отклонения должна позволять увидеть причины отклонений и добиться их устранения;

· пересмотр стандартов. Если результаты не достигнуты или сильно перекрыты, это может свидетельствовать о неверно выбранных стандартах, либо об ошибках в постановке целей. При этом стандарты могут быть пересмотрены в сторону понижения или повышения.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21