2. Содержательные теории мотивации.

Они в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Наибольший вклад в содержательные теории мотивации внесли ученые Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Девид Мак-Клелланд.

Мотивация и иерархия потребностей «по Маслоу».

По А. Маслоу все потребности можно разложить в виде строгой иерархической структуры:

а) физиологические потребности необходимы для выживания. Это еда, вода, убежище, отдых и сексуальные потребности;

б) потребность в безопасности и защищенности – стабильная и безопасная работа, уверенность в будущем;

в) социальные потребности – чувство принадлежности к чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности;

г) потребность в уважении – потребность в самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании окружающих;

д) потребность в самовыражении – потребность в реализации своих возможностей и росте как личности.

В принципе, для удовлетворения более высоких потребностей должны быть обеспечены предыдущие. Но если ситуация радикально меняется, ценности потребностей могут полностью измениться. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их физиологические потребности и потребность в безопасности.

Недостаток теории А. Маслоу состоит в том, что она не учитывает индивидуальных особенностей (характеров и типов) людей.

Теория потребностей Д. Мак-Клелланда.

Теория Девида Мак-Клелланда делает упор на потребности высших уровней. Мак-Клелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. «По Мак-Клелланду» потребности власти и успеха находятся где-то посередине потребностей в уважении и самовыражении «по А. Маслоу», а мотивация на основании потребности в причастности «по Мак-Клелланду» и «по А. Маслоу» практически совпадают.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга.

 Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 служащих одной крупной фирмы на вопрос: «Когда после выполнения служебных обязанностей Вы чувствовали себя особенно хорошо, а когда – особенно плохо?»

 Полученные ответы Ф. Герцберг разделил на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией».

Гигиенические факторы:

· политика фирмы и администрации;

· условия работы;

· зарплата;

· межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчиненными;

· степень непосредственного контроля за работой.

Мотивация:

· успех;

· продвижение по службе;

· признание и одобрение результатов работы;

· высокая степень ответственности;

· возможности творческого и делового роста.

 Не смотря на то, что Ф. Герцберг и сделал важный вклад в понимание мотивации, его теория шаблонна и не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с ней. В последствии ученым стало понятно, что для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассматривать многочисленные аспекты и параметры окружающей среды.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21