Понятие организационной структуры

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно, права и ответственность за их выполнение.

Структура управления выражает форму разделения труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования системы управления. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность бизнеса.

Организационная структура управления - это:

·        упорядоченная совокупность органов, управляющих деятельностью предприятия;

·        состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия;

·        форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделе­ниями аппарата управления.

Организационная структура связывает в единый процесс управленческие и предпринимательские функции, реализуемые персоналом предприятия.

Рассмотрим другие понятия (функция, звено управления, департамент, связи и т.п.), необходимые для раскрытия данной темы.

Функция - это деятельность. При этом следует различать:

бизнес-функции (основная и вспомогательная деятельность предприятия);

управленческие функции (деятельность по управлению).

Звено управления - отдельное подразделение или руководитель, выполняющие одну или несколько функций управления

в качестве звена управления обычно выступает отдельное подразделение, выполняющее одну или несколько функций управления. Всю совокупность звеньев, находящихся на одном уровне иерархии, обычно называют ступенью управления (например, на среднем уровне управления это могут быть производственные отделы).

Департаментизация ‑ процесс деления организации на подразделения, отделы и т.п., выполняющие определенные функции

Отношения между департаментами поддерживаются на основе связей (взаимоотношений). Связи принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи ‑ связи кооперации и координации равноправных звеньев (отделов, подразделений и т.п.)

Вертикальные связи ‑ связи руководства и подчинения; связи для передачи распоряди­тельной и отчетной информации

Связи также делятся на линейные и функциональные.

Линейные связи ‑ связи подчинения по всем вопросам одному руководителю более высокого уровня управ­ления, который самостоятельно выполняет все управленческие функции

 

Функциональные связи ‑ связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления.

В экономике страны функционирует множество самых различных организаций. Они отличаются друг от друга не только по размерам организационно-правовым формам, виду деятельности и т.п. но и по структуре управления.

Классификация организационных структур управления следующая:

·        Линейная

·        Линейно-функциональная

·        Проектная

·        Дивизиональная

·        Матричная

·        Бригадная (командная) и т.п.

·        Программно (или проблемно)-целевая

 

 Основные характеристики структур управления

 Линейная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке сверху вниз, обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководи­телю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя.

Линейная структура управления используется, как правило, малы­ми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство

Линейный руководитель осуществляет прямое руководство подчиненными в форме приказов, указаний и Т.п.

Число ступеней в линейной структуре зависит от общего числа работников управления и нормы управляемости.

Линейная структура управления применяется внебольших организациях (например, в магазинах, кафе, мастерских по ре­монту бытовой техники, станциях технического обслуживания автомобилей и т.п.).

Преимущества линейной структуры управления:

·        однозначность воздействия субъекта на объект управления;

·        относительно короткие каналы коммуникаций; возможность получения подчиненными непротиворечивых заданий;

·        высокая ответственность руководителя за результаты работы подчиненного ему коллектива;

·        обеспечение единства руководства сверху донизу.

Недостатки линейной структуры:

·        отсутствие у руководителя знmчий по отдельным функциям управления;

·        перегрузка линейных руководителей и нехватка времени для качественной реализации всех функций управления.

 

Функциональная структура управления

Функциональная структура базируется на функциональном разделении труда в аппарате управления. Поэтому вместо одного руководителя, выполняющего при линейной структуре все функции управления, назначается несколько специалистов по отдельным видам работы.

Указание функционального в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.

Недостатки функциональной структуры:

·        нарушается единство распорядительства в организации и снижается роль линейного руководителя;

·        деление власти между линейными и функциональными руководителями затрудняет межфункциональную координацию; распыляется ответственность между линейным и функциональным руководством;

·        создается возможность конфликтных ситуаций из-за противоречивости даваемых указаний.

Отмеченные недостатки практически исключают возможность использования функциональной структуры «в чистом виде,>. Однако она широко используется в смешанной линейно ‑ функциональной структуре.

Линейно-функциональная структура управления Линейно-функциональная структура образуется путем соединения линейной и функциональной структур. Причем за основу берется линейная структура, а функциональная ее дополняет. Такая структура отражает достоинства линейной и функциональ­ной структур и в то же время устраняет их недостатки.

Линейно-функциональная структура строится на сочетании линейного руководства и специализированных функциональ­ных блоков

Линейно-функциональная структура управления применяется в сельскохозяйственных предприятиях и в большинстве других средних по размерам организаций.

Достоинства линейно-функциональных структур:

·        привлечение в аппарат управления высококвалифицированных специалистов по отдельным функциям;

·        повышение качества принимаемых решений;

·        возможность линейного персонала сконцентрировать вни­мание на общих результатах деятельности организации.

Недостатки линейно ‑ функциональных структур:

·        возрастание количества и сложности деловых связей в аппарате управления;

·        увеличение расходов на содержание аппарата управления;

·        удлинение процесса выработки команд управления;

·        отрыв штабных работников от непосредственной хозяйственной деятельности.

 

Линейно ‑ функциональные структуры при меняются только в небольших и средних по размерам организациях. Крупные компании применяют, как правило, дивизиональные структур.

 

Дивизиональная  или отделенческая (от англ. division - отделение), структура управления - наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы

Дивизиональные структуры - структуры, основанные на выделении производственных подразделений (дивизионов) с предоставлением им оперативно ‑ производственной самостоятельности и переносом на этот уровень ответственностии за получение прибыли.

Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

 Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально - продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках

Типы дивизиональных структур.

·        продуктовые;

·        ориентированные на потребителя;

·        региональные

•  региональные.

При создании организационных структур, ориентированных на потребителя, подразделения группируются вокруг определен­ных типов потребителей. Цель создания такой структуры удовлетворение потребностей конкретных клиентов не хуже чем это делают компании, специализированные только на этих покупателях. Она может быть создана в организациях розничной торговли, сферы услуг и т.п. (например, в организациях розничной торговли могут быть выделены отдел по обеспечению учащихся учебной литературой и другими принадлежностями, отдел одежды для студенческой молодежи и т.п.).

Если деятельность организации распространяется на не­сколько регионов, то применяются дивизионально - региональные структуры. При этом структурное подразделение организации в регионе выступает, как правило, в форме филиала. Деятель­ность филиала подчиняется соответствующему руководителю, ответственному за его деятельность перед высшим руководством организации. Дивизионально-региональная структура облегчает решение проблем, связанных с особенностями законодательства и социально-экономической среды региона.

 

АДАПТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ

Традиционные бюрократические структуры с их жестким разделением прав и ответственности были эффективны в стабильных условиях. В условиях динамично меняющейся внешней среды и конкуренции они не могли эффективно реа­гировать на происходящие изменения.

Во второй половине хх в. в развитых странах начали возникать структуры, которые, в отличие от бюрократических, гибко реагировал на изменения внешней среды. Поэтому их стали называть адаптивными.

Признаки адаптивных структур:

·        отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления;

·        гибкость структуры управления;

·        децентрализация принятия решений;

·        создание временных органов управления;

·        ориентация на решение сложных проектов.

Разновидности структур адаптивного типа: проектные; матричные; программно (или проблемно)-целевые; основанные на групповом подходе (бригадные, командные и т.п.).

Проектная структура - это структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (проекта). Ее смысл в том чтобы собрать в одну команду квалифицированных сотрудников разных профессий из подразделений организации для осуществления сложного проекта (рис. 6.6).

Проектная структура управления применяется в быстроразвивающихся инновационных компаниях, постоянно обновляющих ассортимент производимой продукции или совершенствующих технологии ее производства и тем самым стремящихся быть «пионером» в своей отрасли.

При завершении проекта ее члены возвращаются в свои подразделения или переходят в новый проект. Возможны также случаи когда некоторые специалисты работают в своих подразделениях и одновременно участвуют в проекте. Если в организации одновременно реализуется несколько проектов, то ее структура управления проектируется по матричному типу.

Матричная структура управления - это структура, базирующаяся на совмещении линейно ‑ функциональной структуры управления по проекту.

В матричной организации члены проектной группы находятся в двойном подчинении:

·        у руководителя проекта;

·        у руководителя линейного или функционального подразде­ления, из которого этот специалист привлечен для работы над проектом.

 


Последнее изменение: пятница, 8 мая 2020, 09:47