3. Модель стратегического планирования

Рынок, оказывая воздействие на деятельность фирмы, требует не просто планирования, а стратегического планирования, которое предусматривает выработку и осуществление стратегии по отношению к рынку, к покупателям.

Стратегия – это оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы. Процесс стратегического планирования состоит из следующих друг за другом этапов:

1. Миссия организации

2. Цели организации

3. Оценка и анализ внешней среды

4. Оценка и анализ внутренней среды

5. Анализ стратегических альтернатив

6. Выбор стратегии

7. Реализация стратегии

8. Оценка стратегии.

Если начало стратегического планирования – выбор миссии, то второе место отводится установлению целей. Они устанавливаются в рамках миссии и в ее развитие. Они выражают отдельные конкретные направления деятельности организации; лежат в основе предприятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Определив стратегические цели, важно установить их приоритеты, ибо нет возможности решать все проблемы одновременно. Основная задача при стратегическом планировании – адаптация организации к внешней среде. Здесь успешным действием является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей. Обычно рассматриваются экономические, технологические, политические, международные факторы.

При этом с помощью специальных коэффициентов определяется сравнительная значимость факторов.

Проведя анализ внешней среды, руководство переходит к анализу внутренней среды. Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон:

· маркетинг;

· финансы (бухгалтерский учет);

· производство;

· персонал;

· организационная культура и имидж организации.

Далее фирма с помощью методов стратегического анализа формулирует различные варианты стратегии. Затем выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей фирмы. Возможны следующие варианты стратегий:

· ограниченный рост;

· рост;

· сокращение;

· различные сочетания этих трех альтернатив.

Стратегия ограниченного роста - это такая стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции.

Стратегия роста – стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года.

Стратегия сокращения – стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.

Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.

На последующих этапах подготавливаются среднесрочные планы и программы.

В завершении определяются предпосылки для формирования новых плановых программ, исходя из того, чего организации удалось добиться при реализации планов, а чего нет.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21