Школа человеческих отношений, поведенческая школа.

Школа человеческих отношений (1930-1960 гг.) связана с работами Э. Мэйо, П. Фоллет и др. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Представители школы человеческих отношений разработали конкретные практические советы и рекомендации по эффективной организации управления. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей взаимного общения на работе.

Другим представителем этой школы является американский психолог А. Маслоу. Он отмечал, что поступки людей определяются не только экономическими факторами, но и различными потребностями, которые могут только частично удовлетворяться с помощью денег. Исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

Большой вклад в поведение людей внесли представители бихевиоризма - Ф. Герцберг, Д. Мак Грегор, Р. Лайкерт. Бихевиоризм - направление американской психологии. Его представители считали, что предметом психологии является не сознание, а поведение, как ответ (реакция) на воздействие среды. Эти исследователи изучали мотивацию, характер власти, коммуникации, лидерство и др. Школа поведенческих наук сосредоточилась на методах налаживания межличностных отношений. Они считали, что правильное применение науки о поведении всегда приводит к повышению эффективности. Хотя очевидно, что в практической деятельности политика человеческих отношений эффективна только для отдельных работников и только в определенных ситуациях.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21