Сущность менеджмента

В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент» и «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель». Это вполне оправдано, так как менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики.

Английское слово «менеджмент» происходит от латинского слова «манус» - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало - искусство управления лошадьми. В последствии это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями.

В современной экономической, особенно переводной литературе «менеджмент» и «управление» являются синонимами. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

1. Способ, манера общения с людьми.

2. Власть и искусство управления.

3. Особого рода умение и административные навыки.

4. Орган управления, административная единица.

В «Словаре иностранных слов» «менеджмент» толкуется как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса является менеджер.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Управление – это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. В специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента. Понятие «менеджмент» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

1.Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели (целей). Менеджмент создает экономическое и социальное развитие. При вложении только экономических факторов производства, особенно капитала, не будет происходить развития. Всюду, где удавалось ввести эффективный менеджмент, начиналось стремительное развитие.

2.Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления это информационный процесс, т.е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации. Указанные пять стадий информационного процесса реализуются в ряде последовательных действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получении результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей – менеджеры.

3.Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно.

4.Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и достигать цели, определяемое как искусство, знать, что и как сделать это самым лучшим менее затратным способом, является основой менеджмента. Таким искусством обязаны обладать менеджеры, чья деятельность состоит в организации и руководстве работой всего персонала для достижения целей организации. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование всех ресурсов организации.

5. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснения природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и более эффективным. В определении менеджмента как науки важно упорядоченность знаний об управлении, которые позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы, как внешней так и внутренней среды. Поэтому управление является и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть содержание работы менеджера как субъекта управления.

Последнее изменение: понедельник, 23 сентября 2013, 16:07