Предмет «Морфология животных» занимает важное место в системе зооинженерного образования. Он включает сведения по цитологии, эмбриологии, гистологии и анатомии, является основой для освоения общебиологических дисциплин, таких как физиология, биохимия, генетика, и др., а также служит теоретической базой для всех зоотехнических дисциплин. «Морфология животных» принадлежит к числу наук, которые нельзя изучить только теоретически. Необходима еще и практическая работа в лаборатории или в иных условиях по изучению макромикроскопических препаратов.

Объем и содержание курса морфологии сельскохозяйственных животных определяются потребностями бакалавра сельского хозяйства в организации и проведении производственной работы по разведению, содержанию, уходу, кормлению и эксплуатации животных.

Ниже приводится перечь практических навыков и умений, необходимых студентам для освоения профессии зооинженера.

1. Уметь пользоваться микроскопами разных видов.

2. Овладеть методикой микроскопического анализа «чтения» гистологических препаратов с позиции специфической структурной организации клеток, тканей, органов сельскохозяйственных животных.

3. Уметь зарисовать гистологические препараты в альбоме.

4. Определять органы, а также их тканевые и структурные компоненты на макроскопическом и микроскопическом уровнях.

5. Уметь ориентироваться в расположении костных и кожных ориентиров на теле животного, используемых в зоотехнической практике при оценке эктерьера домашних животных различных видов и возрастов, а также внутренних органов.

Главная задача курса морфологии животных — изучение строения и фило-онтогенетического развития организма на разных уровнях системной организации (клетки, ткани, органы, системы, организм), а также законов индивидуального развития. Без знания строения и законов развития организма зооинженер при интенсивном ведении животноводства в сельскохозяйственном производстве не может квалифицированно решать задачи повышения продуктивности, разведения, селекции животных.

В современных экономических условиях для реализации намеченных задач необходимы высококвалифицированные кадры, в том числе и специалисты — выпускники высших учебных заведений. В связи с этим в настоящее время происходят существенные изменения в организации и содержании учебного процесса в вузах. Целью образования становится не только усвоение студентом полученных знаний на лекциях и лабораторно-практических занятиях, но и приобретение их в результате самостоятельной работы вне учебных аудиторий, что, собственно, актуально как для студентов очной, так и заочной форм обучения.

Цель учебного пособия по дисциплине «Морфология животных» — оказание помощи студентам направления подготовки 36.03.02 «Зоотехния», как заочной формы обучения в более качественном самостоятельном изучении материала в межсессионный период и при проведении лабораторно-практических занятий на осенней сессии, так и очной формы обучения для самостоятельной работы при подготовке к лабораторно-практическим занятиям.

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать:

– значение дисциплины для зоотехнии;

– закономерности строения систем и органов в свете единства структуры и их функции;

основные закономерности эмбрионального развития домашних животных и птиц;

– видовые и возрастные особенности строения организма домашних животных;

– основные закономерности развития организма в фило- и онтогенезе и биологические законы адаптации;

 

Студент должен уметь:

логично и последовательно обосновать принятие технологических решений на основе полученных знаний;

продемонстрировать понимание общей структуры морфологии и связь между ее составляющими.

понимать и использовать методы критического анализа технологических решений в животноводстве;

правильно использовать методологию и методы общей и частной зоотехнии;

правильно пользоваться анатомическими инструментами при препарировании трупов домашних животных;

ориентироваться на теле животного, определять расположение органов и границ областей;

определять по особенностям строения видовую и возрастную принадлежность органов;

проводить сравнительный анализ видовых или возрастных особенностей органов, формулировать и обосновывать выводы;

микроскопировать гистологические препараты;

идентифицировать ткани, их клеточные и неклеточные структуры на микроскопическом и электронно-микроскопическом уровнях;

определять органы, а также их тканевые и клеточные элементы на микроскопическом и электронно-микроскопическом уровнях.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Изучать дисциплину необходимо по учебно-методическому пособи. «Морфология животных». Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть включает разделы: цитология, эмбриология, общая гистология из частной морфологии «Соматические системы» (остеология, миология, система органов произвольного движения), во второй части изложены все остальные системы органов: висцеральные (аппарат пищеварения, аппарат дыхания, мочевыделения, половой аппарат), эндокринная система, сердечно-сосудистая система и органы кроветворения, нервная система, органы чувств, морфология птиц. Изучение предмета следует начинать со структурной единицы живого организма — клетки, поскольку клетка является основой строения, жизнедеятельности и развития животных и растительных организмов. Далее следует уделить внимание делению клетки — митозу, который лежит в основе форм размножения: вегетативной (бесполовой) и половой. При этом следует изучить развитие и строение половых клеток, дающих начало новой особи. Затем надо приступить к изучению эмбриологии. В данном разделе объясняется, как из одной клетки — зиготы, образовавшейся в результате слияния мужской и женской гамет, образуется сложный многоклеточный организм. Так, из зиготы у крупного рогатого скота в эмбриональный период образуется 1015 клеток. А если принять во внимание, что наряду с увеличением количества клеток происходят и качественные изменения, то налицо один из основных законов материалистической диалектики — переход количественных изменений в качественные. Этот закон вскрывает наиболее общие механизмы развития, в том числе и эмбриогенез, в процессе которого происходит дифференцировка клеток, дающая начало образованию тканей. Ткани же составляют более высокие по строению и функции единицы — органы, связанные, в свою очередь, многими сложными взаимоотношениями в единое целое — организм.

Перечисленная взаимообусловленность и определяет тот порядок и последовательность в изучении дисциплины, который не следует нарушать. Всякое нарушение последовательности изучения материала резко отражается на эффективности его усвоения. Никогда не следует переходить к изучению последующего материала, если не усвоен предыдущий, в противном случае это приведет только к напрасной трате времени.

Надеемся, что данное методическое пособие окажет существенную помощь в самостоятельном изучении дисциплины. Контроль за качеством усвоения материала можно осуществлять самостоятельно путем ответов на вопросы для самопроверки, которые даются после разбора каждой темы.

Изучение предмета состоит из двух этапов.

Самостоятельная работа студентов. Рекомендуем ознакомиться с рабочей программой курса, настоящим учебно-методическим пособием и списком рекомендуемой литературы. Необходимо выполнить все задания учебного пособия «Морфология животных» часть 1 и часть 2 которые выложены в этом курсе.

Предмет необходимо изучать по разделам (темам, системам), составляя при этом краткий конспект, описывая рисунки, заполняя предлагаемые таблицы и отвечая на вопросы для самопроверки.

Студентам заочной формы обучения учебное пособие необходимо иметь на занятиях во время лабораторно-экзаменационной сессии — это ваш рабочий альбом или тетрадь. Оно поможет определить, насколько полно и правильно усвоен материал, и будет служить вспомогательным пособием при подготовке к экзамену. При работе с учебниками, кроме текста, обращайте должное внимание на рисунки и обозначения к ним. Обязательно старайтесь запоминать специальные морфологические термины. Итогом самостоятельной теоретической подготовки служит выполнение двух контрольных работ и индивидуального практического задания.

При самостоятельной работе, кроме учебников, необходимо изучать конкретный материал: скелеты, отдельные кости, заниматься по мере возможности препарированием трупов или отдельных органов вместе с ветеринарными врачами на патологоанатомических вскрытиях. Следует научиться определять границы отдельных областей тела, звеньев конечностей, суставов и расположение отдельных органов — топографию. Устные консультации можно получить на кафедре анатомии и физиологии животных академии.

Курс «Морфология животных» знакомит студентов с основными направлениями и задачами дисциплины, методами исследования, новыми достижениями морфологической науки.

Лабораторные занятия помогут студентам в совершенстве изучить общие закономерности строения органов и их систем на макро- и микроуровне. А также овладеть практическими навыками и приобрести знания по функциональной, топографической и сравнительной морфологии сельскохозяйственных млекопитающих.

В процессе обучения студент должен овладеть теоретическими знаниями по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии; уметь пользоваться микроскопом и читать гистологические препараты в объеме программы курса; иметь понятие о влиянии среды обитания, характера и способа добывания пищи, защиты и других факторов на видовые особенности строения организмов.

Студенты, отработавшие лабораторные занятия, выполнившие индивидуальные практические задания, прошедшие собеседование по контрольным работам, допускаются к сдаче зачета (первая сессия) и экзамена (вторая сессия), который включает в себя весь пройденный материал.

Приступая к изучению морфологии сельскохозяйственных животных, необходимо осознать, что данная наука является первой фундаментальной дисциплиной, от усвоения которой зависит успех изучения всех последующих специальных дисциплин. Морфология играет важную роль в различных областях зоотехнической науки. Так, строение организма и его отдельных органов и систем невозможно рассматривать вне связи с их функцией (физиология), а также без учета среды обитания и условий содержания (зоогигиена), характера и способа добывания пищи (кормление) и т.д. Отдельные разделы морфологии — цитология, эмбриология и гистология тесно связаны с такими биологическими дисциплинами, как генетика, зоология и биохимия.

Отчет о выполнении самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения дистанционного обучения – все выполненные задания учебных пособий в виде прикрепленного файлов.


Последнее изменение: среда, 14 ноября 2018, 15:53