5-1. Форма правления.

Содержание государства как политической орга­низации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура государства и методы осуществления власти во многом опре­деляют его сущность.

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осу­ществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устрой­ства и политико-правовой режим.

Форма правления - организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Форма государственного устройства — этоспособ национального и административно-территориально­го устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Политико-правовой режим (форма режима) представляет собой со­вокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражаю­щих ее содержание и характер.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Монархияэто форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства монархаи передается им по наследству. Само слово «монар­хия» - греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слов: monos — один, единый и arche — главенство, власть).

Признаками монархической формы правления яв­ляются:

1) существование единоличного главы государ­ства, пользующегося бессрочной пожизненной влас­тью;

2) наследственный порядок преемственности вер­ховной власти;

3) юридическая независимость и безответствен­ность монарха, подчеркиваемая институтом контрасигнатуры — порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному завере­нию подписью премьер-министра (реже одного из ми­нистров), ответственного за исполнение данного за­кона.

Монархическая форма правления имеет три раз­новидности: абсолютную, дуалистическую и парла­ментарную (парламентскую, конституционную).

Абсолютная монархия — это такая форма мо­нархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В усло­виях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого име­ют силу закона. Ему же принадлежит и исполнитель­ная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.

Дуалистическая монархия это переходная форма монархии, при которой власть монарха огра­ничена парламентом в законодательной области. Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дво­рянства, являясь своеобразным компромиссом меж­ду ними. Законодательная власть при этом фактиче­ски разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государ­ства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как факти­чески ничем не ограниченное право роспуска парла­мента, право абсолютного вето на его решения, а так­же право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрез­вычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в сво­их руках исполнительную власть, назначает и сме­щает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсут­ствуют. Дуалистическими монархиями были Россий­ская империя в 1906—1917 гг., Германская империя в 1871—1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Неко­торым современным монархиям (Иордания,Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, одна­ко в «чистом» виде дуалистических монархий сего­дня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются конституционными. Конституционная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере пар­ламентом, а в исполнительной -правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законода­тельная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно-указное законодательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства.Формально именно он является главой исполнитель­ной власти, хотя реально ее осуществляет правитель­ство. Кабинет министров формируется по итогам пар­ламентских выборов победившей партией или коали­цией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвы­чайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими восполь­зоваться в ситуации возникновения угрозы сущест­вующему строю.

В современном мире существуют и иные, нетипич­ные формы монархии. Например, выборная монар­хияв Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (пол­номочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриар­хальная монархия в Свазиленде (где король, по су­ществу, вождь племени); монархии Британского Со­дружества —Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернато­ром, но реально все ее функции осуществляются пра­вительством). Особо следует отметить теократию — такую форму монархии, прикоторой высшая поли­тическая и духовная власть в государстве сосредото­чена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика.

Республикой на­зывается форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, изби­раемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum , которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризует­ся несколькими признаками:

1) источником власти признается народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип при­нятия решений;

3) все высшие органы государственной власти из­бираются населением или формируются парламен­том (принцип выборности);

4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на принципе разде­ления властей, четком разграничении их полномо­чий;

6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип от­ветственности).

Принято различать три основных вида республи­ки: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика это такая форма республики, при которой во главе государства сто­ит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы го­сударства и главы исполнительной власти. Прези­дент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все на­значения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако ответственно правительст­во только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший зако­нодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Ти­пичной президентской республикой являются Соеди­ненные Штаты Америки.

Парламентская республика — это такая фор­ма республики, при которой во главе государст­ва стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламен­том и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской, в парламентской республике глава го­сударства избирается на заседании парламента, кото­рый он может распустить по рекомендации прави­тельства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер-министр, который фак­тически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответствен­ность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые по­литические действия он совершает по рекомендации правительства, которое инесет за них ответствен­ность. Парламентская республика существует в Ита­лии, ФРГ, Индии и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика такая форма республики, в рамках которой соче­таются и сосуществуют признаки парламент­ской и президентской республик. Как и в президент­ской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенарод­ным голосованием. Правительство формируется пре­зидентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представитель­ного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парла­мента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республи­ки — Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного ве­то, которое может быть преодолено квалифицирован­ным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных типах респуб­лик.

В современном мире существуют и иные, нетипич­ные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма прези­дентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер пар­тии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).


Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20