При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принужде­ние в отношении эксплуатируемых классов, либо ор­ганизацию общих дел, вытекающих из природы вся­кого общества.

Существование государства в качестве политиче­ского института обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регули­рующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность об­щества.

Как структурная организация государство на­ходит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих власт­ными полномочиями. От иных политических органи­заций (партий, профсоюзов и т. п.) государство отли­чается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы. Государство распростра­няет свою власть и законы на строго определенную территорию.

В современной юридической науке наиболее рас­пространенным определением государства является следующее: 

государство это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от ор­ганизации власти в первобытном обществе. К ним от­носятся следующие признаки.

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально заня­тых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионально­го осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населе­ния. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государ­ственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку.Государ­ственная власть распространяется на любых лиц, на­ходящихся в пределах территории государства, неза­висимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управ­ление обществом.

4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и органи­зации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для со­держания своего аппарата и осуществления государ­ственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного об­щества (политических партий, профсоюзов и др.).

1. Суверенитет — полновластие государства вну­три страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами — верховенством и независимо­стью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый пра­вопорядок. Независимость характеризует самостоя­тельность государства во взаимоотношениях с други­ми странами.

Иногда суверенитет того илииного государства яв­ляется ограниченным.Ограничение суверенитета мо­жет быть принудительным и добровольным. Прину­дительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победите­лей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной догово­ренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам.

2. Монополия на правотворчество, подразумеваю­щая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Функциями государства называются основные, социально значимые направления его деятельнос­ти, выражающие сущность государства и соответ­ствующие главным задачам определенного истори­ческого этапа развития общества.

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последователь­ность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед об­ществом. В разные исторические периоды приоритет­ное значение могут приобретать различные цели государства, а, следовательно, и соответствующие им функции.

Каждая из функций государства имеет определен­ное содержание, которое показывает, что делает госу­дарство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неиз­менным — оно меняется вместе с изменениями, про­исходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние нацио­нальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

По объекту воздействия функции государства мо­гут быть разделены на внутренние и внешние.

Внут­ренние функцииэто основные направления де­ятельности государства внутри страны. К внут­ренним функциям государства относятся:

1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2) функция легализованного осуществления при­нуждения в отношении различных социальных групп ииндивидов;

3) политическая функция (обеспечение народо­властия и государственного суверенитета);

4) экономическая функция (выработка экономи­ческой политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установ­ление системы налогообложения, ценовой полити­ки, управление государственными предприятиями и (т. д.);

5) социальная функция (создание системы соци­альной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6) экологическая функция (деятельность, направ­ленная на охрану, восстановление и улучшение при­родных условий жизни людей);

7) идеологическая функция (пропаганда опреде­ленных идей и ценностей с помощью государствен­ных средств массовой информации, воспитание в ду­хе официальной идеологии подрастающего поколе­ния и т. д.).

Внешние функции это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преиму­щественно вне государства и общества, во взаимо­отношениях с другими организациями или государ­ствами.

К внешним функциям относятся:

1) защита страны от внешней угрозы (строительст­во вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, погранич­ных войск и т. д.):

2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое со­трудничество, участие в работе различных междуна­родных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воз­действия на общественные отношения. В соответст­вии с ним все функции могут быть разделены на ох­ранительные и регулятивные.

Охранительные функции это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (ох­рана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функции это деятельность го­сударства, направленная на развитие сущест­вующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государства­ми).

Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительностьих осуществ­ления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времении чаще всего присущи государству на ряде этапов его су­ществования. Вторые обусловлены конкретным пе­риодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение.

И, наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и не основные (под­функции). К последним относится, например, орга­низация статистического учета.

Государство осуществляет свои функции в опреде­ленных формах. Они делятся на правовые и органи­зационные.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);

2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);

3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также приме­нение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются следующие:

1) организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспече­нию функционирования органов государства, связан­ная с подготовкой проектов документов, организаци­ей выборов и т. д.);

2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бух­учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

3) организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формировани­ем общественного мнения).

Государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы. Современным де­мократическим государствам это, однако, несвойст­венно.


Last modified: Thursday, 27 June 2013, 3:20 PM