Происхождение понятия «культура» (от лат colo - обрабатывать, возделывать почву) непосред­ственно связано с материальным производством, земледельческим трудом. На начальных этапах раз­вития человеческого общества это понятие иден­тифицировалось с основным видом экономической деятельности того времени — земледелием. Однако последовавшее вскоре размежевание духовной и ма­териально-производственной сфер человеческой де­ятельности создало иллюзию их полной автономии. Понятие «культура» постепенно стало отождеств­ляться лишь с явлениями духовной жизни общест­ва, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас. Однако наряду с этим доминирующей точкой зрения являет­ся та, согласно которой культура не ограничивается исключительно явлениями духовной жизни общест­ва. Она присуща всем видам и формам деятельности людей, в том числе и экономической.

Экономической культурой называют совокуп­ность материальных и духовных социально-выра­ботанных средств деятельности, с помощью кото­рых осуществляется материально-производствен­ная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, рас­пределение и потребление. Поэтому правомерно гово­рить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, чело­века к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако сте­пень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень — продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется,копируется и лишь в виде иск­лючения, случайно создается новое.

Второй уровень — генеративная творческая спо­собность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по край­ней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень — конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в про­изводстве проявляется в труде изобретателей и раци­онализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уро­вень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производ­стве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения ору­диями труда, сознательное управление процессом со­здания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следу­ющие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комп­лекс компонентов экономического, научно-техниче­ского, организационного, социальногои правового ха­рактера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работни­ка;

3) социально-психологический климат в произ­водственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически со­четает в себе науку и искусство управления, выявля­ет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производст­венного процесса.

В современном обществе существует тенденция повышения культурного уровня производства. Она находит свое выражение в использовании новейших техники и технологических процессов, передовых приемов организации труда, прогрессивных форм управления и планирования, достижений науки.

Однако объективный характер поступательного развития экономической культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность это­го развития обусловливается, с одной стороны, воз­можностями, содержащимися в совокупности усло­вий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны - степенью и способами реализа­ции этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, поэтому эти изменения зависят от знаний, воли, объективно сложившихся интересов людей. В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои в отдельных сферах и экономической культуре в целом.

Прогресс в развитии экономической культуры об­условливается прежде всего преемственностью спосо­бов, форм деятельности поколений, усвоением тех из них, которые доказали свою эффективность, и унич­тожением неэффективных, отживших.

В конечном счете в ходе развития экономической культуры создаются такие условия, которые побуж­дают человека к активной творческой производствен­ной деятельности, способствуют его становлению как активного субъекта экономических процессов.

Last modified: Thursday, 27 June 2013, 3:20 PM