Под духовной жизнью общества обычно пони­мают ту область бытия, в которой объективная ре­альность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся не­отъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической де­ятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, ве­ру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они со­ставляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает раз­личные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элемента­ми являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и пло­хом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической фор­ме (понятий, теорий, законов) и основанные на ре­зультатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общест­венного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных ми­фов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, фор­мально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непо­средственно народом), реализация которых обеспе­чивается авторитетом или принудительной силой го­сударства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценнос­ти).

Первым звеном в этой цепочке выступают духов­ные потребности, представляющие собой объектив­ную нужду людей и общества в целом создавать и ос­ваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние лю­дей, побуждающее их к созданию и освоению духов­ных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребнос­ти не заданы биологически, не даны человеку от рож­дения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных по­требностей состоит в том, что они имеют принципи­ально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителя­ми такого роста являются лишь объемы уже накоп­ленных человечеством духовных ценностей и жела­ние самого человека участвовать в их приумноже­нии.

Ради удовлетворения духовных потребностей лю­ди организуют духовное производство. Под духов­ным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществ­ляемое специализированными группами людей, про­фессионально занятыми квалифицированным умст­венным трудом. Целью духовного производства яв­ляется воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производ­ства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производ­ства заключается в том, что его продуктами являют­ся идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производ­ства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, по­литику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а об­щественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть на­званы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства явля­ется наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени поло­жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина­ет играть заметную роль, опережая развитие матери­ального производства, которое, в свою очередь, изме­няется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производ­ства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атом­ной промышленности и т. д.). Огромную роль приоб­ретают так называемые научные модели обществен­ного развития, с помощью которых общество получа­ет возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и на­правление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производст­ваявляется искусство. Создавая художественные об­разы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображе­ния, люди могут лучше познать себя и мир, в кото­ром они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного про­изводства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его раз­вития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окру­жающем мире. Однако возникающие в рамках рели­гиозных воззрений духовные ценности и складываю­щиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и от­дельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, от­личающим его от производства материального, явля­ется всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограни­чен, ценности духовные не уменьшаются пропор­ционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без иск­лючения, являясь достоянием всего человечества.

Слово cultura ведет свое происхождение от латин­ского глагола colo , который означает «обрабаты­вать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания при­роды как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой

смысл.

В современном языке понятие «культура» упо­требляетсяв основном в широком и узком значениях.

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества при­нято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в обще­ственной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых сис­тем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали раз­личные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру сред­ством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей при­роде — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабоще­ния человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством об­лагораживания человека, превращения его в циви­лизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Эта­пы развития культуры рассматривались ими как сту­пени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мысли­тели признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хране­ния и передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-времен­ные границы;

3) культура служит одной из важнейших характе­ристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают тех­нику, производственный опыт, а также те мате­риальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания чело­века. Подвидами материально-культурных феноме­нов являются:

1) природные объекты, которые подверглись неко­торому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного че­ловека);

2) искусственно-природные объекты, которые со­храняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (япон­ский сад камней);

3) синтетически-природные объекты, т. е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально-материальные объекты, обслуживаю­щие общество в производственной сфере (компьюте­ры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, ис­кусство, религию, мораль, политику и право. Гово­ря о духовной культуре, следует различать ее фор­му, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем вопло­щены феномены данного вида культуры, а содержа­ние то, что они значат для личности и обще­ства.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют сле­дующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, об­ладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусствен­ным материалам (скульптура, объекты архитекту­ры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразительного искусства (жи­вопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и ги­потезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общест­венное мнение, идеалы, ценности, социальные при­вычки и обычаи и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и мес­та материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному под­ходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая со­циальную стабильность в течение достаточно дли­тельного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

а) трансляционную (передача социальных ценнос­тей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);

б) селекционную (оценка и классификация унас­ледованных ценностей, определение их места и ро­ли в решении проблем общества на данном эта­пе);

в) инновационную (обновление социальных цен­ностей и норм).

Накопленные российским обществом в XX в. со­циальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отме­тить ряд позитивных и негативных процессов, проис­ходящих в социокультурной сфере.

Осуществляемый в России переход от тоталитар­ного государства к демократическому сопровождает­ся глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нор­мальное развитие культуры в России во многом ока­залось нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим.

Начавшаяся в России децентрализация культу­ры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90-х гг. привели к серьезному сокращению количества по­требителей художественной культуры. Значитель­ная часть населения в силу отсутствия средств к су­ществованию вынуждена отказываться от культур­ных ценностей.

С другой стороны, на фоне отсутствия государ­ственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения.Тотальная ориентация на бизнес ве­дет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и уси­ления агрессивного начала.

Огромное влияние на формирование духовных об­разцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны, они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими до­стижениями культуры. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе опре­деленных вкусов, идей, связанных с культурой, но­сящей потребительский характер. Проникновение этой масс-культуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые за­частую оказываются не совместимыми с националь­ными традициями. Культура же всегда замешена на традиции, и разрушение последней ведет к разруше­нию самой культуры.

До конца не получен ответ на то, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но ужеочевидно, что ее про­дукция в большинстве своем не отличается высоким качествоми ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумно­му постепенно приходит человек потребляющий. Между тем в современной России сегодня фактиче­ски отсутствует правовая база, которая была бы при­звана регламентировать происходящие в стране культурные процессы.

Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент по­литики, в способ привлечения дополнительных го­лосов избирателей на разного рода выборах (наибо­лее яркий пример — президентская кампания 1996 г.).

Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед российским обществом, является формирование эко­логической культуры его членов. Проблема эколо­гии, бережного отношения к окружающей среде сего­дня не является чисто российской проблемой — она относится к так называемым глобальным проблемам человечества. Однако, по данным исследователей, именно Россия и страны СНГ занимают позорное пер­вое место по масштабам непродуманного вмешатель­ства в природную среду.Чтобы не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способствовать по­строению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством.
Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20