I. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество.

 

Современные исследователи выделяют три основных исторических типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество. Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах. И все же у каждого исторического типа общества есть общие (типологические) характеристики, по которым ту или иную социокультурную общность людей относят к определенному историческому типу общества.

 

 Задание. Изучите таблицу «Черты обществ».Запомните черты каждого типа общества.                                        

Традиционное (аграрное)

Индустриальное, техногенное, научно – техническое, экономическое

Постиндустриальное

информационное

антропогенное

(в центре человек)

Натуральное хозяйство

Преобладание с/х

Примитивное ремесло

Экстенсивные технологии

Господство общинной, корпоративной, государственной собственности, институт частной собственности не развит

Сословно-иерархическая структура (основные сословия: крестьяне, феодалы, духовенство)

Приоритет коллективных интересов над личными

Низкая социальная мобильность.

Отсутствие прав и свобод, корпоративные нормы и принципы

Высокая роль религии

Патриархальная семья

Низкий уровень образования

Товарное хозяйство. Рыночная экономика

Преобладание промышленного производства (промышленный переворот).

Массовое производство

Урбанизация (рост городов и городского населения)

Интенсивное хозяйство

Социальная мобильность значительна

Появляются  классы (пролетариат и буржуазия)

Индивидуализм и рационализм

Снижение роли религии, развитие научных знаний, рост образования

Зарождение малой демократической семьи

Зарождение массовой культуры

История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.

Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.

Основа экономики — институт  частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.

Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

 

Cложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

 

 

Выдвижение на первый план сферы услуг

Увеличение удельного веса мелкосерийного производства, на основе высоких технологий

Ведущая роль науки, знаний и информации

Рост удельного веса среднего класса (достаточно высокий уровень доходов, позволяющий удовлетворять основные потребности, наличие собственности)

Рост уровня жизни населения

 II. Теория общественно-экономических формаций.

 К. Маркс и Ф. Энгельс,  рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых характеризует свой способ производства, определенная система экономических отношений — базис общества, а также особый комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания, образующих надстройку общества. Базис определяет надстройку, но последняя не только отражает базис, но и в дальнейшем создает условия для его развития (закрепляя идеологические ценности, общественные нормы).
      Основоположники марксизма выделяли и исследовали несколько типов общественно-экономических формаций. В рамках одной из типологий назывались докапиталистическая, капиталистическая и коммунистическая формации. В дальнейшем закрепилась схема, включающая первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую  формации. Каждая из них рассматривалась как ступень движения человечества по пути общественного прогресса.
      Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в экономических отношениях, а затем и во всей надстройке. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой борьбы, где одни классы стремятся сохранить прежний порядок вещей, другие нацелены на решительные преобразования. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция.
      Таким образом, была предложена стадиальная модель общественно-исторического развития, использованная затем многими исследователями.    

  Формационный подход, еще сравнительно недавно рассматривавшийся в отечественном обществознании как единственно верный, сегодня воспринимается многими критически. Прежде всего подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем странам и эпохам. Далеко не все исторические факты «укладываются» в формационную схему. Например, одновременно с рабовладельческими государствами Средиземноморья существовали племена, находившиеся на стадии первобытного, архаического строя, а также общества восточного типа. Теоретически рабовладение представляет собой следующую за родовым строем ступень развития, в реальной же истории оба они существовали в одну историческую эпоху.

      Теория формаций, отмечают ее критики, создает фаталистическое, безальтернативное представление об историческом процессе; принижает роль человеческой деятельности и сознания. Не вписываются в рамки формационного подхода и многие современные явления. Представления о достижимости в обозримом будущем коммунистической фазы развития сегодня большинство исследователей не относят к научно обоснованному прогнозу, рассматривают эти ожидания как утопические.
    

 Задание. Изучи термины. 

Общественно – экономических формаций - исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ

   Способ производства  - совокупность производственных отношений  и производительных сил.

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В основе – отношения собственности. Эта сторона способа производства изменяется медленно.

Производительные силы - средства производства (орудия труда +предметы труда) и люди с трудовыми навыками и умениями. Эта сторона способа производства изменяется быстро.

Между развивающимися производительными силами и статичными производственными отношениями возникает конфликт, приводящий к социальной революции.

Учение о классовой борьбе, социальной революции - ключевое в марксистско – ленинском учении.

Формация включает базис и надстройку

Базис – система экономических (производственных)  отношения.

Надстройка – совокупность правовых, политических, идеологических, религиозных, культурных и иных учреждений и отношений.

Согласно формационному учению базис определяет надстройку.

 

III. Цивилизационный подход.

 

 Цивилизация– уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством и дикостью.

Цивилизация – совокупность уникальных проявления общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенной ступени развития.

 Цивилизации отличаются друг от друга: специфическим образом жизни, системой ценностей, способами взаимосвязи с окружающим миром.

   Сегодня ученые выделяют: западную и восточную цивилизации.


Last modified: Thursday, 27 June 2013, 3:20 PM