3.2. Особенности калькулирования при позаказном методе

При позаказном способе калькулирования себестоимости продукции объектом калькулирования выступает производственный заказ на изделие (небольшую группу изделий), отдельную работу или услугу. Каждый заказ предназначен для отдельного заказчика, а количество изделий для каждого заказа известно заранее. Особенностью данного способа калькулирования является то, что фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется только после его выполнения. Все затраты относятся к незавершенному производству вплоть до окончания заказа. При сдаче изделия заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом сдаваемые изделия могут оцениваться по плановой либо фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее.

Позаказный способ применяется при единичном, мелкосерийном производстве продукции, при выполнении работ (оказании услуг), если продукция, производимая по каждому заказу, уникальна либо существенно отличается от продукции других заказов; при производстве сложных и крупных изделий; при производстве с длительным технологическим циклом.

В качестве примеров производств, в которых используется позаказный способ калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), можно привести тяжелое машиностроение, судостроение, самолетостроение, строительство, полиграфию, ремонтные работы.

Себестоимость единицы продукции определяется как частное от деления суммы затрат по отдельному заказу на количество единиц продукции, изготовленной по данному заказу. Отличием позаказного способа является формирование объема затрат по каждому завершенному заказу, а не за промежуток времени.

Для организации раздельного учета на единичных или мелкосерийных производствах, как правило, на счетах учета затрат по каждому заказу открывается отдельный субсчет. Поэтому позаказный учет может применяться только в случае, если основные материалы (материалы на технологические цели), основная заработная плата производственных рабочих и прочие прямые затраты легко идентифицируются с конкретной продукцией, работами или услугами (или их группами), то есть с конкретным заказом.

Аналитический учет в разрезе отдельных заказов должен быть построен аналогичным образом (на субсчетах) и на счетах учета готовой продукции, и на счете учета продаж. Таким образом, результатом применения позаказного способа является получение информации о финансовом результате реализации каждого конкретного заказа.

Итак, сущность позаказного способа заключается в накоплении затрат по каждому заказу, то есть объектом калькулирования себестоимости является заказ. Общая сумма затрат по заказу рассчитывается после завершения всех работ по нему. Если заказ состоит из одного изделия, то его себестоимость и является суммой всех затрат по заказу. Если в заказ входят несколько изделий, то себестоимость одного изделия определяется путем деления всей суммы затрат на количество единиц заказа.

Все расходы по конкретному заказу собираются на аналитических счетах бухгалтерского учета, открытых к данному заказу. Записи в бухгалтерском учете в условиях позаказного способа производятся в следующем порядке. Прямые затраты материалов, заработная плата производственных рабочих относятся на соответствующие заказы записями:

Д-т 20 "Основное производство" К-т 10 "Материалы", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.

Распределение косвенных накладных расходов за период между отдельными заказами, собранные, как правило, на счетах 26 "Общехозяйственные расходы" и 25 "Общепроизводственные расходы", проводится по следующим направлениям:

А. Составляется прогноз косвенных накладных расходов на основе динамики затрат.

Б. Выбирается критерий для распределения косвенных расходов.

В. Рассчитывается нормативный коэффициент накладных расходов.

Г. Запланированные накладные расходы относятся на каждый вид продукции пропорционально коэффициенту распределения.

На практике фактическая величина накладных расходов часто не совпадает с запланированной. В связи с этим перед бухгалтером возникает задача их корректировки. Делается это двумя способами.

Если большинство выпущенных изделий уже распродано, то вся сумма может быть отнесена на счет 90 «Продажи».

Если большое число изготовленных в течение года изделий еще не продано к концу отчетного периода, то эту сумму можно распределить пропорционально числу изделий, изготовленных за отчетный период, или фактическому количеству машино – часов, затраченных на производство этой продукции на готовые изделия, т.е. на сч. 20.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20