1. Сущность маркетинговой информации
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с информацией.
В процессе анализа, планирования, реализации и контроля реализации мероприятий маркетинга необходима информация о состоянии окружающей среды - о потребителях, конкурентах, дилерах, динамике спроса и т.д.
Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Получение информации подчинено задачам управления и имеет целью обеспечить оценку и анализ рыночных процессов для принятия правильных маркетинговых решений.
Маркетинговая информация позволяет:
· оценить коммерческую и производственную деятельность пред- приятия;
· следить за внутренней и внешней средой предприятия (фирмы);
· провести оценку рынка продукции и услуг предприятия; выработать маркетинговую стратегию предприятия;
· проводить реализацию выбранной стратегии;
· снижать риск;
· повышать доверие к фирме и ее продукции; формировать спрос;
· осуществлять маркетинговое управление предприятием и рынком.
Особенно важно знать спрос на продукцию фирмы. Эго касается, прежде всего той фирмы, которая собирается выходить на новый для себя рынок, но постоянно изучать состояние спроса необходимо и впоследствии. Для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения своевременных и точных сведений разрабатываются специальные системы маркетинговой информации.
В такую систему входит в качестве подсистемы сбор внешней текущей маркетинговой информации, т.е. повседневных сведений о события происходящих в коммерческой среде. Для этого фирма поощряет своих торговых смежников (дилеров, розничных торговцев и др.), а также продавцов к тому, чтобы собирать информацию и сообщать ее руководству, и инструктирует их соответствующим образом. О конкурентах многое можно узнать, приобретая их товары, посещая дни открытых дверей, специализированные выставки, собрания акционеров, читая публикуемые им отчеты и беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих фирм. Кроме того, существуют фирмы, специально торгующие те кущей маркетинговой информацией.
Работа по сбору, анализу, планированию и распространению текущей маркетинговой информации должна осуществляться отделами и управлениями по маркетингу. (Сотрудники этих отделов подготавливают для управляющих по маркетингу специальные информационные бюллетени, ведут досье интересующих фирму сведений.)
Другой подсистемой маркетинговой информации служат маркетинговые исследования, т.е. систематическое определение круга данных,
необходимых фирме, в связи со стоящей перед ней маркетинговой ситуацией.
Третья подсистемой маркетинговой информации служит анализ маркетинговой информации.
Четвертой подсистемой маркетинговой информации служит внутренняя отчетность. В каждом предприятии составляется внутренняя отчетность, которая отражает данные о производстве, и сбыт товара, об оптовом и розничном товарообороте, себестоимости и цене, затратах и прибылях, материально-технической базе и т.д.